Схема приготовления фруктового. Приготовление начинок

Урок технологии в 7 классе

Тема: «Сладкие блюда из фруктов и ягод»

План – конспект урока

Цели: обобщить знания учащихся о фруктах и ягодах, их питательной ценности; ознакомить с вариантами использования фруктов и ягод в кулинарии; учить технологии приготовления фруктовых супов.

Оборудование: фрукты и ягоды (натуральные и муляжи), орехи, кастрюля, ложка, тарелка, продукты для приготовления фруктового супа, рабочая тетрадь.

Словарь: плоды косточковые, семечковые, ягоды, орехоплодные, субтропические.

Ход урока

I. Организация урока.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по вопросам:

Расскажите о пищевой ценности молока и молочных продуктов.

Какие молочные продукты называют кисломолочными?

На какие группы по характеру брожения делятся кисломолочные продукты?

Назовите ассортимент кисломолочных продуктов.

Как приготовить простоквашу или кефир в домашних условиях.

III. Изучение нового материала.

1.Словесно-иллюстрированный рассказ.

Учитель. Плоды – фрукты. Ягоды, орехи – являются незаменимыми продуктами, без которых, как и без овощей, невозможно организовать рациональное питание. Они служат хорошим источником легкоусвояемых сахаров, органических кислот, минеральных солей, пектиновых, дубильных, ароматических и других полезных для организма веществ; многие из них ценятся как богатые источники витамина С, каротина (провитамина А), витаминов группы В, витамина Р и др. Вот почему надо особенно ценить возможность употребления плодов в свежем виде.

В кулинарии эти продукты питания находят самое широкое применение, но чаще всего их используют для приготовления фруктовых супов, сладких блюд и напитков.

Плоды делятся на семечковые, косточковые, ягоды и орехоплодные.

К семечковым плодам относятся


яблоки, груши, все цитрусовые.

Семечковые плоды образуются с участием плодоножки и состоят из кожицы, плодовой мякоти и пятигнездной камеры с семенами.

Самой распространенной культурой являются яблоки. Все сорта яблок в зависимости от срока созревания делятся на летние, зимние, осенние. Зимние сорта яблок хорошо сохраняются до марта-апреля следующего года, а некоторые новые сорта – до июня. Плоды употребляют в пищу в свежем и в переработанном виде. В них содержатся сахара, органические кислоты, витамины С,В 1 , В 2 , А, РР.

Груши среди всех семечковых плодов занимают небольшой удельный вес.

В зависимости от сорта плоды груши созревают с июля по октябрь. Их используют в пищу в свежем и переработанном виде. В плодах содержатся сахара, яблочная и лимонная кислоты, пектин, витамины А, В 1 , С, РР.

Айва обыкновенная – небольшое дерево, выращиваемое в основном в южных районах России. Айва отличается сильно вяжущим терпким вкусом и плотной грубой мякотью. В основном айва используется для приготовления варенья и джема. Плод очень богат пектиновыми (желирующими) веществами, поэтому из неё получаются отличные желе и мармелады.

К косточковым относятся вишня, черешня, слива, абрикос и др.

Слива широко распространена в южных районах и в средней зоне России. Плоды собирают в августе-сентябре. В них содержатся до 17 % сахаров, до 3 % кислот, пектин, витамины А,С,Р, РР, В1, В2, минеральные соли, красящие вещества. Срок хранения свежих плодов – 12-15 дней.

Вишню широко культивируют в России. Плоды созревают в июне-августе. В них содержатся до 17,5 % сахаров, до 2,7 % органических кислот, витамины А, В 1 , С, РР и другие компоненты.

Черешня – самая ранняя из плодовых культур. Выращивают черешню в основном на юге. Плоды используют в свежем виде, реже – в переработанном. В плодах черешни содержатся сахара, витамины А и С, кислоты, глюкоза и др.

Абрикосы и персики – теплолюбивые культуры. Плоды абрикоса – важнейшее сырье в консервной и кондитерской промышленности. Отличаются высокими вкусовыми качествами и обладают ценными свойствами. Сушеные плоды с косточкой называют урюком, а без неё – курагой.

Сорта персика различают по форме и размеру плодов, окраске, содержанию сахаров и кислот. Плоды употребляют в свежем и переработанном виде. В мякоти персика содержатся до 15 % сахаров, витамины С, В 1 2 ,Е, соли калия, каротин.

Ягоды делятся на три группы: настоящие, ложные и сложноцветные.

У настоящих ягод семена погружены непосредственно в мякоть (виноград, крыжовник, смородина и т.д.).

У ложных ягод плод образуется из разросшегося цветоложа и имеет на поверхности маленькие косточки (земляника, клубника).


Сложноцветные ягоды состоят из сросшихся «настоящих» плодов (малина, ежевика).

Все ягоды имеют хороший вкус и отличаются высоким содержанием кислот (по сравнению с семечковыми и косточковыми), легкоусвояемых сахаров и витаминов.

К субтропическим и тропическим плодам относят цитрусовые, бананы, гранаты, инжир, ананасы, киви и др.

В цитрусовых плодах содержится много витаминов (особенно витаминов С и Р), органических кислот и минеральных солей. У всех цитрусовых довольно толстая кожура. В ней содержатся почти все эфирные масло, придающие цитрусовым особый аромат.

Инжир дает очень вкусные, сочные плоды, которые употребляют в основном в сушеном виде.

Ананас состоит из сросшихся мясистых завязей. Мякоть ананаса имеет кисло-сладкий вкус и сильный приятный аромат.

Банан – это плоды крупного травянистого растения. Содержат сахара, соли калия, витамины.

Плоды оливкового дерева благодаря высокому содержанию в них растительного масла чаще всего называют маслинами. В мякоти оливок содержится до 80 % масла. Зеленые и черные маслины, законсервированные в банках, хороши как в качестве гарнира, так и в качестве приправы к мясным и рыбным блюдам.

Орехоплодные состоят из ядра, заключенного в сухую деревянистую скорлупу. Орехи отличаются высоким содержанием жиров и белков. К ним относятся лещинные орехи, миндаль, фисташки, арахис, грецкие орехи. Грецкие орехи являются очень ценным продуктом. Диетологи советуют каждый день съедать по 4-5 штук орехов, чтобы пополнить организм нужными микроэлементами.

Все фрукты и ягоды даже после сбора урожая остаются живыми организмами. Поэтому для их хранения создаются такие условия, чтобы максимально были заторможены процессы, происходящие в плодах. Это достигается понижением температуры и поддержанием определенной влажности.

Физкультурная минутка.

Игра « Угадай плод».

Учитель кладет в коробку, мешочек любой плод, учащиеся должны, задавая вопросы, угадать его и ответить, к какому виду он относится. Вопросы ставятся так, чтобы учитель мог ответить только «Да» или «Нет».

Например, учащиеся спрашивают:

Плод круглый?

Учитель. Нет.

Учащиеся. Он желтый?

Учитель. Да

2. Изучение технологической последовательности приготовления фруктового супа.

Учащиеся по учебнику изучают технологию приготовления фруктового супа (практическая работа № 7, с 47-48) отвечают на вопросы:

Какую посуду необходимо приготовить?

Из каких продуктов готовится суп?

Назовите последовательность приготовления супа.

Расскажите о первичной обработке смородины.

IV. Практическая работа.

Учащиеся выполняют практическую работу №7, с 47-48, по окончании работы оформляют блюдо для подачи на стол и проводят дегустацию.

Учитель проводит целевые обходы, контролируя соблюдение технологической последовательности приготовления супа, соблюдение безопасной работы.

V. Итог урока.

1.Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

Какое значение в питании человека имеют фрукты и ягоды?

Какие фрукты и ягоды наиболее распространены в нашей местности?

Можно ли для фруктового супа использовать другие плоды?

2. Анализ урока.

Сегодняшний урок, я надеюсь, окажется отправным моментом в приобретении ваш практического опыта по приготовлению первых блюд (супов), а также применению фруктов и ягод в качестве ценных питательных продуктов и незаменимых витаминов для приготовления всевозможных блюд и напитков в домашних условиях. Из фруктов и ягод вы можете оформить украшения тортов, пирожных, желе и других изделий, проявив фантазию и творчество.

Урок был насыщен полезной информацией, которая вам пригодится в жизни. Работали на уроке вы активно, увлеченно, заинтересованно, заслуживаете соответственных результатов.

3. Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание: учебник, §8, с. 41-48.

Наталья Тертышникова

Тема : «Приготовление фруктового салата »

Вид деятельности : познавательно – практическая.

Образовательные области : «Труд» , «Социализация» , «Познание» , «Здоровье» , «Безопасность» .

Цель : создать условия для освоения детьми процесса приготовление фруктового салата .

Задачи :

Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов , о способах употребления их в пищу;

Закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей;

Учить готовить салат , используя схему-модель трудового процесса;

Воспитывать трудолюбие, экономное отношение к продуктам питания.

Предварительная работа :

Беседы с детьми «Солнечные гостинцы» , «Фрукты – источник здоровья » , «Правило чистых рук» ;

Д/и «Сварим компот» , «Поварёнок» , «Аскорбинка и её друзья» ;

Чтение стихов и разучивание стихов.

План деятельности :

Д/И «Определи фрукт на вкус » . / Контроль по результату : угадал или не угадал. Оценка – вручение фишек за правильный ответ/.

Д/И «Опиши – мы отгадаем» . Отгадывание загадок описательного характера, составленных по плану. / Контроль по результату – вывесить картинки, проверка сравнение, оценка - вручение фишек за правильный ответ. /

– Что мы можем приготовить из этих фр . (ответы детей)

Сегодня мы будем готовить фруктовый салат .

Кто знает как это делать? – это целеполагание.

Обсуждение процесса , опираясь на схему трудового процесса приготовления фруктового салата . / Процессуальный и рефлексивный контроль/

Напомнить правила безопасности : чистота рук, обращение с ножом, использование фартука, косынки.

Распределение обязанностей, приготовление салата . /Контроль по результату. /

Рефлексия : Кто захочет рассказать маме как мы готовили фруктовый салат ? Кто хочет приготовить его дома ?

Публикации по теме:

В сентября у нас как всегда тема месяца "Дары осени. Сбор урожая" И я решила, провести с детьми что то интересное. Детям очень нравиться,.

Продолжаем кулинарную тему:Сегодня готовим салат из фруктов. Мне помогает моя дочка Стасенка. 1. Изучаем рецепт и отбираем фрукты: 2. Нам.

Конспект приготовления винегрета в средней группе детского сада. Цели: 1. Формировать навыки безопасного обращения с опасными предметами.

Конспект трудовой деятельности детей старшей группы «Приготовление осеннего салата» Программное содержание: *Закреплять у детей навыки пользования столовым ножом, кухонной доской; *Соблюдать технику безопасности во время.

Украшением моего новогоднего стола стал салат "Змейка" символ наступающего Нового года. Для приготовления этого блюда потребуются следующие.

Фрукты для здоровья человека являются, без преувеличения, настоящей кладовой витаминов и микроэлементов. Как правило, они полезны всем,.

Для сладких блюд, разнообразных по своему составу и технологии приготовления, характерным является содержание значительного количества сахара, благодаря чему эти блюда обладают приятным сладким вкусом. Сладкие блюда подают в конце обеда на десерт, поэтому их еще называют десертными блюдами или третьими. Однако эти блюда можно использовать также во время завтрака, ужина, полдника.

Для приготовления сладких блюд используют фрукты и ягоды в све­жем, сухом и консервированном виде, фруктово-ягодные сиропы, соки, экстракты, содержащие различные минеральные вещества, витамины и пищевые кислоты. В некоторые блюда входят сливки, сметана, яйца, масло, крупы, богатые белками, жиром, углеводами и обладающие большой калорийностью.

Улучшить вкусовые качества сладких блюд и придать им аромат помогают входящие в их состав изюм, орехи, какао, ванилин, лимонная кислота, желирующие продукты и др.

По температуре подачи сладкие блюда делят на холодные (10 - 14°С) и горячие (55°С). Однако некоторые блюда подают как в горячем, так и в холодном виде. К холодным сладким блюдам относят: свежие фрукты и ягоды натуральные (или свежезамороженные); компоты (из свежих, сухих и консервированных фруктов и ягод); желированные блюда (кисель, желе, мусс, самбук, крем); замороженные блюда (мороженое, пломбир, парфе). Температура подачи этих блюд - не менее 4 - 6°С.

На предприятиях общественного питания сладкие блюда приготавливают в специально выделенном помещении холодного цеха, оборудованном столами и холодильником, где хранят только готовые сладкие блюда и продукты, предназначенные для них, так как сладкие блюда быстро воспринимают различные запахи. При приготовлении сладких блюд используют универсальный привод с комплектом машин - взбивальной, протирочной, для отжимания сока, а также специальную посу­ду и инвентарь - котлы, кастрюли, сотейники, противни, сита, веселки, венички и формы.

Механическую кулинарную и тепловую обработку продуктов для сладких блюд проводят в овощном и горячем цехах.

Холодные и сладкие блюда отпускают в стаканах или в креманках, а также на десертных тарелках или глубоких блюдцах.

Горячие блюда - на фарфоровых или мельхиоровых тарелках, блюдах, порционных сковородах.

§ 1. НАТУРАЛЬНЫЕ СВЕЖИЕ ФРУКТЫ И ЯГОДЫ

Плоды и ягоды играют важную роль в питании благодаря содержанию сахара, витаминов, органических кислот, минеральных солей и др. Свежие плоды и ягоды используют непосредственно в пищу только зрелыми.

Свежие фрукты и ягоды. Фрукты и ягоды перебирают, удаляют остатки стебельков и плодоножки, промывают холодной кипяченой водой, оставляя их в воде на 2-3 мин, перемешивают, ополаскивают, укладывают в дуршлаг или сито и дают стечь воде. Если ягоды сильно загрязнены, то их промывают несколько раз. Обсушенные фрукты и ягоды укладывают перед отпуском в вазу, на десертную тарелку, в креманку. Ягоды можно посыпать сахарным песком или рафинадной пудрой. Виноград укладывают целой гроздью и отпускают без сахара. Землянику, клубнику, малину подают со сметаной, молоком, взбитыми сливками или йогуртом.

Арбуз, дыня свежие. Плоды промывают, обсушивают, разделяют вдоль на две части, каждую из которых нарезают удлиненными большими дольками, а крупные - ломтиками. Арбузы и дыни можно очистить от корок и удалить из них семена. Подают в охлажденном виде. Отдельно в розетке можно подать рафинадную пудру или сахарный песок (10-15 г на порцию).

Из толстых долек арбуза или дыни при помощи выемки вырезают небольшие шарики мякоти. Подают в прозрачной вазочке.

Приготавливают также фруктовые салаты.

Салат из дыни. Шарики мякоти дыни и арбуза соединяют с клубникой, раскладывают в прозрачные порционные салатницы, поливают соком лимона или апельсина, украшают листиками мяты.

Фруктовый десерт. Для его приготовления используют несколько видов плодов, в том числе и экзотических. У ананаса срезают верхнюю часть и донце, вырезают сердцевину цилиндрической выемкой, нарезают мякоть дольками. Твердые плоды киви подрезают с двух сторон, очищают от тонкой кожицы, нарезают дольками или кружочками. Небольшие плоды манго разрезают вдоль на две неравные части, удаляют внутреннюю дольку с косточкой. Каждую из половинок разрезают на кубики, и вывертывая разрезами наружу, отделяют их. Бананы очищают, нарезают дольками. Плод граната разрезают на половинки, вынимают зерна, отделяя их от мягких прослоек.

В красивую низкую вазу раскладывают по кругу нарезанные дольками (кружочками, кубиками) ананас, киви, арбуз, манго, апельсины, ба-


наны. Сверху украшают половинками хурмы, зернами граната, листьями мяты, охлаждают и подают с кубиками льда.

§ 2. ПРИГОТОВЛЕНИЕ КОМПОТОВ

Компоты приготавливают из свежих, сушеных или консервированных фруктов и ягод одного или нескольких видов. Плоды и ягоды предварительно сортируют и промывают. Технологический процесс приготовления компота состоит из подготовки фруктов или ягод, варки сиропа и их соединения.

Компот из свежих плодов или ягод. Свежие яблоки, груши, айву очищают от кожицы, удаляют сердцевину с семенами, нарезают дольками перед самым использованием. При необходимости хранения до тепловой обработки их помещают в подкисленную воду, чтобы они не потемнели из-за окисления дубильных веществ. Кожицу можно не очищать. Мандарины и апельсины очищают от кожицы, снимают остатки белой подкожицы, разделяют на дольки. У абрикосов, персиков, слив удаляют косточки, нарезают дольками. У промытых ягод удаляют плодоножки.

Для приготовления сиропа в воде растворяют сахар и лимонную кислоту, доводят до кипения и, если нужно, охлаждают. Иногда сироп подкрашивают ягодным экстрактом вишни или черной смородины. Сироп можно приготовить также на фруктовых или ягодных отварах. В компоты, приготавливаемые из кислых фруктов и ягод, лимонную кислоту не добавляют.

Свежие плоды и ягоды быстро развариваются и теряют свою форму, это объясняется тем, что содержащийся в стенках клеток протопектин малоустойчив, в процессе варки быстро гидролизуется и переходит в растворимый пектин, в результате чего продукты быстро размягчаются, кроме того, теряются содержащиеся в них витамины. Поэтому при приготовлении компотов не все плоды и ягоды подвергают нагреву.

Апельсины, мандарины, малину, землянику, арбузы, дыни, бананы, ананасы, черную смородину не варят, а раскладывают в креманки или стаканы, заливают теплым сиропом, охлаждают.

Быстро разваривающиеся сорта яблок, спелые груши, персики, абрикосы, сливы закладывают в кипящий сироп, прекращают нагревание и выдерживают в посуде, закрыв крышкой, до охлаждения. Затем разливают в стаканы для отпуска.

Яблоки, груши и айву варят, закладывая в кипящий сироп, 5-7 мин (айву с кожицей - до 15-20 мин), охлаждают, порционируют.

Для ароматизации компотов добавляют мелко нарезанную цедру цитрусовых. Отпускают компоты в охлажденном виде по 200 г на порцию.


Компоты из сухих фруктов и ягод приготавливают чаще из смеси сухофруктов (рис. 14). В сушеном виде используют яблоки, груши, абрикосы (урюк, курагу), инжир, сливу (чернослив), виноград (изюм), вишню и др. На предприятиях приготавливают компоты, используя смесь, составленную по специальной рецептуре.


Компот из смеси сухофруктов. Сухофрукты перебирают, удаляя примеси, и сортируют по видам, так как они имеют различные сроки варки. Крупные яблоки и груши разрезают на части. Фрукты промывают теплой водой 3-4 раза. В котел наливают воду, доводят до кипения, добавляют сахар, растворяют его при помешивании и вновь доводят до кипения.

В кипящий сироп закладывают яблоки, груши и варят 20 мин, затем добавляют остальные сухофрукты (кроме изюма) и продолжают варить 10-15 мин, вводят изюм и варят 4-5 мин.

Для улучшения вкуса в компот добавляют лимонную кислоту. Готовый компот охлаждают до 10°С и выдерживают 10-12 ч для настаивания. При этом из фруктов в сироп полностью переходят вкусовые вещества, что улучшает качество компота. Сахар рекомендуют класть в начале варки, так как под действием содержащихся в сухофруктах кислот сахароза распадается на глюкозу и фруктозу (инвертный сахар), благодаря чему компот становится более сладким.

Яблоки, груши, чернослив, урюк, курага, изюм и др. 125, сахар 100, кислота лимонная 1, вода 960.

Компоты из консервированных яблок, груш, айвы, персиков, слив, черешни, вишни, клубники. Готовят как из одного вида фруктов, так и из нескольких. Банки с консервированным компотом промывают теплой водой и протирают полотенцем, вскрывают и сливают сироп.

Затем из сахара и воды варят сироп, процеживают его, добавляют сироп от фруктов, доводят до кипения и охлаждают. Фрукты и ягоды вынимают из банок. У персиков, абрикосов удаляют косточки. Крупные фрукты разрезают на дольки или половинки. Ягоды оставляют целыми. Подготовленные фрукты и ягоды раскладывают в креманки или стаканы, чередуя по цвету, и заливают охлажденным сиропом. На порцию полагается 150 г компота.

Компот из быстрозамороженных плодов и ягод. Быстрозамороженные натуральные (без сахара) фрукты вынимают из упаковки, оттаивают в течение 10-15 мин, промывают и складывают в посуду для полного оттаивания. Крупные плоды нарезают дольками, соединяют с заранее приготовленным сиропом и доводят до кипения. Плоды или ягоды раскладывают в креманки или стаканы, заливают полученным сиропом и охлаждают перед подачей. В компот можно добавить свежие цитрусовые фрукты.

§ 3. ЖЕЛИРОВАННЫЕ БЛЮДА

К желированным блюдам относят кисели, желе, муссы, самбуки, кремы. В остывшем виде они имеют желеобразную консистенцию благодаря добавлению желирующих веществ, в качестве которых используют желатин, крахмал, агароид. Кроме того, студнеобразователями для сладких желированных блюд могут быть альгинат натрия, пектиновые ве­щества и модифицированные крахмалы, которые связывают воду и образуют при остывании студнеобразную массу. Прочность студней зависит от их густоты, т. е. от количества желирующих веществ. В табл. 9 приведено количество крахмала и желатина, необходимое для приготов­ления желированных блюд.

Таблица 9 (в г на 1000 г)

Приготовление киселей. Наиболее распространенным сладким желированным блюдом является кисель. Желирующим веществом в киселях является картофельный крахмал, а для молочного киселя - маисовый (кукурузный), который нельзя применять для приготовления фруктово-ягодных киселей, так как от него возникают беловатый оттенок и не­приятный привкус зерна. В тоже время кукурузный крахмал делает молочные кисели более нежными, а картофельный придает им синеватый оттенок. При варке киселей используют также модифицированный крахмал, благодаря которому блюда имеют более нежную консистенцию и легче отделяются от стенок посуды.


Крахмал для растворения не нуждается в предварительном набухании. Чтобы получить гомогенный клейстер, крахмал предварительно соединя­ют с 4-5-кратным количеством холодной жидкости и, размешав, вводят в кипящую основную жидкость для проваривания от 2 до 10 мин.

Кисели приготавливают из фруктов и ягод - свежих, сухих и консервированных, фруктово-ягодных соков, сиропов, пюре, экстрактов, из молока, хлебного кваса, повидла, варенья, ревеня и других продуктов, а также из концентрата - сухого киселя.

В зависимости от консистенции кисели делят на густые, средней густоты, полужидкие.

Для приготовления 1 кг густого киселя берут 60 - 80 г картофельного крахмала. После его вливания эти кисели проваривают не менее 5 мин при помешивании и небольшом нагреве. Благодаря введе­нию большого количества крахмала на его клейстеризацию уходит вся вода, поэтому густые кисели не разжижаются в горячем состоянии так быстро, как жидкие.

Кисели разливают в порционные формочки, в большие формы или противни, смоченные внутри холодной кипяченой водой и посыпанные сахарным песком, затем охлаждают. Чтобы вынуть густой кисель из формы, ее обтирают, перевертывают и, слегка встряхивая, осторожно перекладывают в подготовленную посуду.

Вынутый из форм или разрезанный на порционные куски кисель выкладывают на десертную тарелку или в креманки и отпускают, полив фруктово-ягодным сиропом, или отдельно подают сливки или холодное моло­ко (50 - 100 г). На порцию полагается от 100 до 200 г киселя. Густые кисели являются характерным блюдом традиционной русской кухни.

Наиболее распространены кисели средней густоты. На 1 кг такого киселя расходуют 35 - 50 г картофельного крахмала. После варки кисели слегка охлаждают и разливают в стаканы и креманки. Поверхность киселя посыпают сахарным песком, который благодаря гигроскопичности поглощает влагу с поверхности, не давая ей испаряться, что препятствует образованию поверхностной пленки. На порцию отпуска­ют по 200 г киселя.

Полужидкие кисели приготавливают, расходуя 20 - 40 г крахмала на 1 л, используют и отпускают, как и кисели средней густоты. Кроме того, их подают в качестве соусов к котлетам, биточкам, пудингам, запеканкам, сырникам и другим блюдам из круп, творога, макаронных изделий.

Технологическая схема приготовления киселей из клюквы, смородины, вишни, черники включает: отжимание сока; приготовление отвара


Из отжимков (мезги); приготовление сиропа на отваре; заваривание крахмала; соединение готового киселя с соком; охлаждение.

Технологическая схема приготовления киселей из клубники, земляники, малины, ежевики включает: протирание ягод и получение пюре; приготовление отвара из мезги; получение сиропа из отвара; заваривание крахмала; соединение горячего киселя с фруктовым пюре; охлаждение.


Ягодный сок и пюре вводят в кисель в сыром виде для того, чтобы сохранить содержащийся в них витамин С, а также красящие вещества, которые частично разрушаются при тепловой обработке. С этой же целью при приготовлении киселей и хранении соков и пюре используют неокисляющуюся посуду, инвентарь и протирочные машины. Потери витамина С возрастают с увеличением времени тепловой обработки. Поэтому не следует переваривать блюда из свежих фруктов и ягод и долго хранить их.

Технологическая схема приготовления киселей из кизила, алычи, сливы, абрикосов, яблок и других фруктов включает: проваривание (или запекание) ягод или плодов; процеживание и протирание; соединение отвара с пюре и сахаром; заваривание крахмала; охлаждение киселя.

Кисель из свежих ягод. Приготавливают из клюквы (рис. 15), черники, брусники, смородины черной или красной и других ягод. Ягоды перебирают, промывают кипяченой водой, разминают деревянным пе­стиком, а большое количество протирают с помощью протирочной машины и отжимают сок, который наливают в неокисляющуюся посуду и ставят в холодильник. Мезгу заливают горячей водой (1:6) и проваривают 10 - 15 мин. Полученный отвар процеживают, вводят в него сахар, растворяют, получают сироп и нагревают до кипения. Картофельный крахмал разводят холодной кипяченой водой или частью полученного отвара (1:5) и вливают одним приемом в кипящий сироп при энергичном размешивании. Кисель доводят до кипения, проваривая не более 1 - 2 мин, так как более длительное кипячение разжижает кисель, снимают с огня, вливают, помешивая, сок, который придает киселю цвет, вкус и запах свежих ягод. Кисель слегка охлаждают и разливают в стаканы или креманки, поверхность посыпают сахаром, затем окончательно охлаждают до 10 - 14°С и отпускают.

Клюква 126 или брусника 133, или смородина черная 122, или смородина красная 128, вода 895; или черника 163, вода 850, сахар 120, крахмал картофельный 45 (лимонная кислота 2).

Кисель из яблок. Яблоки промывают, удаляют из них сердцевину с семенами, нарезают ломтиками, заливают горячей водой и варят в закрытой посуде до готовности. Отвар сливают, а яблоки протирают, полученное пюре соединяют с отваром, сахаром и лимонной кислотой, нагревают до кипения, вливают разведенный крахмал и доводят до кипе­ния. Отпускают обычным способом.

Кисель молочный. Для приготовления молочного киселя используют цельное молоко или с добавлением воды, которое нагревают до кипения. Кукурузный крахмал разводят холодным кипяченым молоком и про-

цеживают через частое сито. В кипящую жидкость вводят сахар, растворяют его, помешивая, вливают подготовленный крахмал. Кисель варят, постоянно мешая, при слабом нагреве 10 мин, затем добавляют ванилин, слегка охлаждают, разливают в стаканы, окончательно охлаждают и отпускают.

Густые молочные кисели приготавливают из цельного молока, отпускают в креманке или на десертной тарелке, поливают сладким фруктово-ягодным сиропом (50 г) или кладут варенье, джем (20 г).

Приготовление желе. Желе приготавливают из фруктово-ягодных отваров, соков, экстрактов, сиропов, эссенции, молока и варенья. В застывшем виде это блюдо представляет собой прозрачную студнеобразную массу (молочное желе непрозрачное).

Форма желе соответствует той посуде, в которой оно приготавливалось. Густота и плотность желе зависят от температуры и количества желирующего вещества: желатина, агароида и фурцелларана, который вываривают из красных морских водорослей. Экстракт осветляют, сушат и измельчают, выпускают в виде порошка, крупки, хлопьев, пленок или пластинок.

Пищевой желатин - продукт, полученный вывариванием животной соединительной ткани, костей, кожи, который осветляют, высушивают и измельчают. В сухом виде желатин представляет собой крупку или пластинки влажностью до 16%.

Растворению желатина, агароида и фурцелларана предшествует на­бухание их в холодной воде. Замачивание желатина осуществляют в течение 1 - 1,5 ч. За это время масса продукта увеличивается в 6 - 8 раз. При этом берут охлажденной кипяченой воды в 8 - 10 раз боль­ше, чем желатина.

Технологический процесс приготовления желе включает: подготовку желирующего продукта; приготовление сиропа; растворение желирующего продукта в сиропе; охлаждение желе до 20°С и разливание в формы; застывание при температуре 2 - 8°С; подготовку к подаче.

Сиропы для фруктово-ягодных желе приготавливают так же, как для киселей. Отжатые соки вводят в желе после растворения желатина.

Готовое желе разливают в охлажденные порционные формочки или большие формы (на несколько порций), а также в глубокие лотки и охлаждают в холодильнике при температуре 2 - 8°С в течение 1 - 1,5 ч. Застывшее желе нарезают на порционные квадратные куски с волнистыми краями или вынимают из формочек. Для этого их опускают на 2 - 3 с в горячую воду, вытирают стенки и дно формочек, встряхивают и, пере-


вертывая, осторожно выкладывают желе в подготовленную креманку или на десертную тарелку, затем отпускают по 100, 150 г. Хранят готовое желе на холоде не более 12 ч, так как оно уплотняется, после чего размягчается и выделяет жидкость.

Желе из плодов и ягод свежих. Желатин (крупку) заливают холодной водой и выдерживают несколько часов для набухания. Из ягод отжимают сок, а из мезги приготавливают отвар, как для киселя. В горячий отвар вводят сахар, растворяют его и получают сироп. Набухший желатин откидывают на марлю и отжимают, затем вводят в горячий сироп, растворяют и, помешивая, доводят до кипения. Прекратив нагрев, в жидкое желе вливают ранее отжатый ягодный сок, добавляют лимонную кислоту, если желе недостаточно подкислено, и охлаждают до температуры окружающего воздуха. Желе разливают в охлажденные формочки и ставят в холодильник для полного застывания при температуре не выше 8°С на 1 - 2 ч. Готовое желе должно быть прозрачным, поэтому для его приготовления лучше использовать осветленные соки исиропы промышленного производства. Если же сироп с введением в него желатина получился недостаточно прозрачным, то его "оттягивают" - осветляют яичными белками. Для этого белки сырых яиц смешивают с равным количеством холодной воды и вливают в горячий сироп с желатином при температуре 50 - 60°С, перемешивают, доводят до кипения и через 5 - 10 мин процеживают через плотную салфетку, затем охлаждают. Застывшее желе вынимают из формочек и перекладывают в вазочки, креманки или на тарелки и отпускают.

Клюква 147 или смородина красная 149, или смородина черная 143, вода 850; вишня 206, вода 805, сахар 140, желатин 30, кислота лимонная 1 .

Желе яблочное. Желатин замачивают в воде для набухания, откидывают, отжимают. Яблоки промывают, удаляют сердцевину с семе­нами и очищают от кожицы, нарезают дольками, кладут в кипящую подкисленную воду, проваривают 5 - 7 мин так, чтобы яблоки сохранили свою форму. Отвар процеживают, нагревают и растворяют в нем сахар и желатин, затем охлаждают. В формочку или креманку наливают небольшое количество желе, охлаждают и на застывшее желе укла­дывают дольки отварных яблок в виде рисунка, сверху заливают оставшимся желе и окончательно охлаждают. Отпускают так же, как желе клюквенное. Для приготовления фруктового желе используют свежие и консервированные фрукты.

Желе из лимонов, апельсинов, мандаринов. Желатин замачивают в холодной воде для набухания. Лимоны промывают, срезают с них цедру и зачищают ее от белых волокон, затем шинкуют тонкой соломкой, из


лимонов отжимают сок и хранят его в неокисляющеися посуде в холодильнике. Приготавливают сироп, для этого воду доводят до кипения, добавляют сахар и лимонную цедру; набухший желатин растворяют, помешивая. Сироп доводят до кипения, прекращают нагрев и выдерживают в посуде с закрытой крышкой 15 - 20 мин, после чего вводят лимонный сок и лимонную кислоту, процеживают сироп, разливают в формочки, охлаждают и подготавливают к подаче.

Желе из молока. Замачивают желатин. В горячем кипяченом молоке растворяют сахар, набухший желатин и добавляют ванилин, доводят до кипения, желе слегка охлаждают, процеживают, разливают в формы и ставят в холодильник. Застывшее желе вынимают из формы и отпускают в креманках.

Многослойное желе. Для его приготовления можно использовать ягодное, кофейное или шоколадное, молочное желе и другие виды, каждый из которых наливают слоем в формочку или лоток, охлаждают и только после этого наливают следующий слой.

Приготовление мусса. Мусс отличается от желе тем, что подготовленные продукты взбивают в пышную пористую массу. В остальном мусс приготавливается так же, как желе. Для получения 1 кг мусса берут 27 г желатина. При отпуске поливают жидким фруктово-ягодным сиропом.

Мусс клюквенный. Желатин замачивают в воде несколько часов для набухания. Клюкву перебирают, промывают, отжимают из нее сок и хранят в холодильнике. Мезгу проваривают в воде, процеживают отвар, вводят в него сахар и набухший желатин, растворяют, размешивая, и доводят до кипения, добавляют клюквенный сок. Полученное клюквенное желе охлаждают до 200 С и взбивают с помощью взбивалыюй машины, пока не образуется устойчивая пышная масса. При этом мусс увеличивается в объеме в 4 - 5 раз. Взбивают мусс в холодном помещении или периодически охлаждая.

Хорошо взбитый мусс быстро перекладывают в формы, креманки или продолговатые лоточки и ставят в холодильник на 1 - 1,5 ч. При взбивании следят за тем, чтобы мусс не застыл до раскладывания его в.формы.

Охлажденный мусс вынимают из формочек так же, как желе. Если мусс формовали в лотке, то его нарезают на куски квадратной формы с волнистыми краями. Мусс укладывают в креманки или на тарелки и поливают сладким клюквенным сиропом. Чтобы приготовить сироп, клюкву разминают, соединяют с небольшим количеством горячей воды и проваривают 5 мин, процеживают, соединяют с сахаром и растворяют его при кипении. Готовый сироп охлаждают.


Клюква 211 или сок клюквенный натуральный (консервы) 200, сахар 160, желатин 27, вода 740.

Мусс яблочный (на манной крупе). Яблоки промывают, удаляют сердцевину с семенами, разрезают на части и варят. Отвар процеживают, яблоки протирают, соединяют с отваром, сахаром, лимонной кислотой и доводят до кипения. В кипящее пюре вводят, помешивая, просеянную манную крупу и варят. Полученную смесь охлаждают до 30°С и взбивают ее на холоде до получения однородной густой пенистой массы, которую разливают в подготовленные формы, вазочки или креманки и охлаждают 1 ч; отпускают с сиропом.

Приготовление самбука. Самбук представляет собой мусс, приготовленный из фруктового пюре яблок, абрикосов. Он отличается от мусса тем, что в него вводят сырые яичные белки. Для приготовления 1 кг самбука берут 15 г желатина.

Самбук абрикосовый. Желатин замачивают. Из абрикосов удаляют косточки, заливают горячей водой, варят до размягчения, протирают. Курагу предварительно замачивают для набухания, затем варят и протирают. В пюре вводят сахар, охлажденные белки, лимонную кислоту и взбивают массу на холоде до увеличения ее в объеме в 2 - 3 раза. Набухший желатин вместе с водой нагревают, помешивая, до 40 - 50°С, растапливают и вливают тонкой струйкой в самбук, продолжая взбивание. Взбитую пышную массу разливают в формы, ставят в холодильник, охлаждают так же, как мусс. При отпуске самбук поливают соусом абрикосовым (20 г на порцию).

Самбук из йогурта и творожной массы. Желатин замачивают в воде для набухания, нагревают до растворения. Белки яиц отделяют от желтков и взбивают до образований пышной массы. Мягкую творожную массу (желательно фруктовую) соединяют с сахаром и йогуртом, взбивают. В процессе взбивания вливают растопленный желатин, последними вводят белки, перемешивают и раскладывают самбук в порционные креманки, охлаждают. Перед подачей его можно украсить сверху дольками лимона или апельсина, взбитыми сливками, посыпать измельченным миндалем или кокосом (соотношение йогурта и творожной массы 1:2).

Приготовление крема. Крем - это желированное блюдо, которое готовят из взбитых сливок 35%-ной жирности или сметаны и яично-молочной сладкой смеси. Желирующим продуктом является жела­тин (20 г на 1кг крема). В зависимости от введенных наполнителей приго­тавливают крем ванильный, шоколадный, кофейный, ореховый, ягодный.

Крем ванильный из сметаны. Желатин замачивают. Сметану 35%-ной жирности охлаждают (до 2 - 3°С), молоко кипятят. Яйца растирают с

сахаром, разводят теплым молоком, проваривают на водяной бане до 70 - 80°С, вводят растопленный желатин, процеживают смесь и добавляют ванилин. Сметану взбивают и вливают в нее яично-молочную смесь, осторожно перемешивая. Крем разливают в формочки, охлаждают. Отпускают в креманках, как мусс. Поливают соусом абрикосовым, мали­новым или вишневым (30 г). На порцию полагается 100 г крема.

§ 4. ГОРЯЧИЕ СЛАДКИЕ БЛЮДА

К горячим сладким блюдам относят пудинг, яблоки в тесте, шарлотку яблочную, печеные яблоки, гурьевскую кашу, сладкие омлеты. Эти блюда обладают большой калорийностью, так как содержат продукты, богатые углеводами и жирами. Горячие сладкие блюда подают при температуре 50 - 55°С.

Гренки с плодами и ягодами. В посуду выливают молоко и соединяют его с сырыми яйцами и сахаром, перемешивают. Батон белого хлеба нарезают поперек на тонкие ломтики, с которых срезают корки, и смачивают с двух сторон в яично-молочной смеси. Гренки обжаривают основным способом до образования румяной корочки и укладывают по 2 шт. на десертную тарелку, а сверху помещают консервированные фрукты и поливают сиропом или сладким абрикосовым соусом.

Пудинг рисовый. На молоке варят вязкую рисовую кашу. Добавляют сахар, охлаждают до 60 - 70° С, вводят сырые желтки, промытый изюм без косточек, ванилин, размягченное сливочное масло, взбитые белки. Перемешанную массу выкладывают в смазанную форму, посыпанную сухарями, заполняя ее на 3/4 высоты.

Сверху смазывают сметаной. Запекают пудинг в жарочном шкафу до образования поджаристой корочки при температуре 200 - 250° С 20 - 25 минут. Выдерживают для остывания 5-10 минут, вынимают из формы, отпускают по 1 шт. или 1 куску со сладким соусом или вареньем.

Яблоки в тесте жареные. Для приготовления жидкого теста (кляра) белки сырых яиц отделяют от желтков. Молоко соединяют с солью, сахаром, сметаной, желтками, затем вводят просеянную муку и замешивают тесто. Белки взбивают в пышную пену, вводят в тесто и осторожно перемешивают. Готовое тесто хранят в холодильнике.

Яблоки промывают, удаляют сердцевину и семена, очищают от кожицы и нарезают кольцами толщиной 0,5 см, складывают в неокисляющуюся посуду и засыпают сахаром. До жарки хранят в холодильнике.

Подготавливают фритюр, нагревая его до температуры 160°С. Каждый кусочек яблок накалывают иглой или вилкой, обмакивают полнос-


тью в кляр и быстро погружают в нагретый фритюр. Яблоки жарят до образования золотистой поджаристой корочки (3 - 5 мин), вынимают шумовкой и дают стечь жиру. При отпуске жареные яблоки укладывают на тарелку или блюдо, покрытые бумажной салфеткой, и посыпают сверху рафинадной пудрой. Отдельно можно подать сладкий абрикосовый соус.

Яблоки 100, сахар 3, мука пшеничная 20, яйца 1/2 шт., молоко 20, сметана 5, сахар 3, соль 0, 2, кулинарный жир 10, рафинадная пудра 10. Выход: 140.

Шарлотка с яблоками. Приготовление блюда включает: подготовку фарша; подготовку хлеба; формование; запекание.

Яблоки промывают, удаляют сердцевину с семенами, очищают от кожицы и нарезают ломтиками, соединяют с сахаром, ставят в холодильник.

Черствый белый хлеб очищают от корок и нарезают пластами толщиной 0,5 см в виде прямоугольников. Половину хлеба нарезают мелкими кубиками, которые подсушивают и соединяют с яблочным фаршем, туда же добавляют корицу. Из молока, яиц и сахара приготавлива­ют сладкий льезон. В льезоне смачивают прямоугольные куски хлеба с одной стороны и укладывают на подготовленные противни, в формы или формочки, смазанные маслом, смоченной стороной ко дну и стенкам, выстилая их полностью. На хлеб кладут фарш и закрывают сверху такими же пластами хлеба, укладывая смоченной стороной кверху. Поверхность пропитывают оставшимся льезоном и ставят запекать в жарочный шкаф при температуре 180 - 200°С до образования румяной корочки. Готовую шарлотку вынимают и выдерживают для охлаждения 10 мин, затем осторожно выкладывают из формы на порционную тарелку по 1 шт. на порцию или одному порционному куску и подают со сладким соусом.

Банановый десерт. Бананы очищают и нарезают удлиненными толстыми ломтиками, раскладывают на противень, смазанный сливочным маслом, поливают смесью из апельсинового сока, тертой цедры, сахара, рома или ликера, молотой корицы или мускатного ореха. Бананы запекают в жарочном шкафу при температуре 180-190°С не дольше 10 мин до появления золотистого цвета. Подают бананы, украсив сливками или йогуртом.

Пудинг сухарный. Изюм без косточек перебирают и промывают. Белки яиц отделяют от желтков. Желтки растирают с сахаром и разводят молоком. Белки взбивают в пышную пену. Ванильные сухари размалывают на небольшие кусочки и закладывают в яично-молочную смесь для набухания, добавляют изюм и взбитые белки, перемешивают и выкла-

Дывают в формы, смазанные сливочным маслом и посыпанные сахарным песком, которые ставят в посуду с кипящей водой, доходящей до половины высоты форм, закрывают крышкой и проваривают 25 - 30 мин. Готовый пудинг слегка охлаждают, вынимают из форм, укладывают на тарелки и отпускают с абрикосовым соусом. Если пудинг приготавливают в большой форме, то его разрезают на порционные куски. Сухари ванильные 40, молоко 80, яйца 1/2шт., сахар 15, изюм 15, 3; масло сливочное 5, соус 30. Выход 170.

Пудинг с консервированными плодами (каша гурьевская). Молоко наливают в плоскую широкую посуду и ставят в жарочный шкаф с темпера­турой 240 - 260°С. Когда на молоке образуется румяная пенка, ее снимают. Получив несколько пенок, их хранят до подачи готового блюда.

На смеси молока и воды варят вязкую манную кашу, в которую добавляют сахар и сливочное масло. Кашу охлаждают до 50 - 60°С. Белки яиц отделяют от желтков и взбивают. Если в пудинг кладут орехи, то их очищают и нарезают. В охлажденную кашу вводят желтки яиц, ванилин, орехи и хорошо перемешивают, после чего добавляют взбитые белки и еще раз перемешивают. Готовую массу раскладывают на порционные сково­роды, смазанные маслом, в несколько слоев, перекладывая ее молочными пенками. Поверхность каши разравнивают, посыпают сахарным песком и прижигают несколько раз раскаленной поварской иглой так, чтобы об­разовался рисунок из карамелизованного сахара. После этого пудинг запекают в жарочном шкафу 5 - 7 мин, затем отпускают в этой же порционной посуде, украсив сверху консервированными фруктами и ягодами, орехами. Отдельно в соуснике подают горячий абрикосовый соус.

Кашу гурьевскую можно приготовить со свежими фруктами или ягодами. Для этого плоды нарезают дольками и проваривают в густом сахарном сиропе.

§ 5. СЛАДКИЕ БЛЮДА ИЗ КОНЦЕНТРАТОВ

Концентраты представляют собой полуготовые блюда, для доготовки которых требуется значительно меньше времени, благодаря чему использование концентратов на предприятиях общественного питания во многом облегчает труд работников. Промышленностью выпускается большое количество концентратов сладких блюд - киселей, муссов, пудингов, кремов, мороженого, а также сухих напитков.

Наибольшее распространение получили сухие кисели, которые выпускают на экстрактах с сахаром и без сахара, на эссенции с сахаром. Желе изготавливают молочное и фруктово-ягодное различных видов. Концен-


траты поступают в виде брикетов и в порошке влажностью 6 - 7%; масса брикетов от 33 до 250 г. Их хранят в сухом помещении 4 - 6 месяцев.

Кисель из концентрата на плодовых или ягодных экстрактах. Кисель приготавливают на клюквенном, вишневом, клубничном, плодово-ягодном экстракте. Кроме того, в состав сухого киселя входят сахар и картофельный крахмал.

Порошок сухого киселя или предварительно размятого брикета тщательно перемешивают с равным количеством холодной воды и, помешивая, вливают в кипящую воду, добавляют сахар и лимонную кислоту. Кисель доводят до кипения и отпускают обычным способом.

Кисель из концентрата 120, сахар 75, кислота лимонная 1, вода 930. Выход: 1000.

Желе лимонное. В состав желе входят сахар, пищевой желатин, лимонная кислота, эссенция, пищевые красители. Желе выпускают в пачках массой по 100 г. Содержимое пачки высыпают в посуду и заливают холодной кипяченой водой (1:4). Желе выдерживают для набухания 40 - 50 мин, после чего начинают нагревать, помешивая, до полного растворения желатина, не доводя желе до кипения. Раствор процеживают, разливают в формочки и выдерживают в холодном месте до полного загустения. Отпускают желе обычным способом.

§ 6. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ СЛАДКИХ БЛЮД. СРОКИ ХРАНЕНИЯ

Качество сладких блюд оценивается по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции. Недопустимы посторонние привкус и запах в блюде, недостаточное количество сахара и не соответствующая данному блюду консистенция.

Для использования в натуральном виде выбирают плоды и ягоды, хорошо созревшие, вполне доброкачественные, тщательно промытые.

Компоты должны быть прозрачными, от светлого до коричневатого цвета. Плоды и ягоды - целые или нарезанные дольками, ломтиками, кружочками, сохранившие свою форму, не переваренные. Вкус - сладкий или с чуть кисловатым привкусом, с ароматом используемых фруктов и ягод. При подаче фрукты должны занимать 2/3 или 1/4 объема стакана или креманки, остальной заполняется сиропом.

Кисели должны быть однородными, без комков заварившегося крахмала, нетягучими. Густые кисели сохраняют свою форму, кисели средней густоты и жидкие растекаются и имеют соответственно консистен­цию густой сметаны или сливок. Вкус киселей - сладкий, с привкусом, запахом и цветом использованных ягод или фруктов. Кисели, приготовлен-

ные из фруктово-ягодного пюре, бывают мутными, остальные - прозрачными (кроме молочного). Не допускается на поверхности киселей наличие пленки, а у молочного киселя - запах горелого молока.

Желе имеет студнеобразную консистенцию, может быть прозрачным и непрозрачным. Вкус - сладкий, с привкусом и запахом тех продуктов, из которых приготовлено желе. Фрукты в желе нарезаны аккуратно и выложены в виде рисунка. Форма соответствует формочке, в которой желе приготавливали, или в виде квадрата или треугольника. Консистенция желе - однородная, слегка упругая. В лимонном желе недопустим горьковатый привкус.

Мусс должен иметь мелкопористую, нежную, слегка упругую консистенцию. Представляет собой пышную застывшую массу сладкого вкуса с чуть кисловатым привкусом. Цвет - белый, желтоватый или розовый, в зависимости от используемых продуктов. Форма мусса - квадратная или треугольная с волнистыми краями. Дефектом мусса при недостаточном взбивании является слой желе, образовавшийся при застывании его в нижней части.

Самбук представляет собой однородную пышную массу, мелкопористую, с упругой консистенцией. Вкус - сладкий, с кисловатым привкусом и запахом яблочного или абрикосового пюре. Форма самбука должна быть такой же, как и мусса.

Крем имеет форму квадрата, треугольника или колпачка, упругую пористую массу с цветом и запахом соответствующих продуктов, входящих в состав крема.

Пудинги должны иметь на поверхности румяную поджаристую корочку и быть пышными, хорошо пропеченными. Форма пудинга соответствует форме используемой посуды. Внутри пудинг имеет нежную и мягкую консистенцию, вкрапления изюма и цукатов. Цвет - от светло-желтого до светло-коричневого. Вкус - сладкий.

Каша гурьевская должна иметь золотистую корочку и нежную пышную консистенцию. В запеченных изделиях не допускается подгорелая поверхность.

Шарлотка с яблоками имеет форму колпачка или квадрата, с румяной поджаристой корочкой. Яблочный фарш должен быть целым, невытекшим.

Яблоки в тесте должны быть покрыты румяной поджарис­той корочкой, но не подгоревшей. Тесто на разрезе - пышное, желтое, с пустотами, а яблоки - белые, мягкие. Вкус - сладковатый. При отпуске яблоки укладывают на тарелку, покрытую бумажной салфеткой, и посыпают рафинадной пудрой.


Свежие фрукты и ягоды хранят промытыми и обсушенными, выложив невысоким слоем в холодильнике, при температуре от 0 до 6°С. Холодные сладкие блюда (компоты, желе и др.) хранят в холодильнике или в охлаждаемом помещении при температуре от 0 до 14°С в течение су ток. Для их хранения лучше использовать неокисляющуюся посуду. Горячие сладкие блюда (пудинги, запеканки) хранят в жарочном шкафу при температуре 55 - 60°С, а также на мармите.

Вопросы и задания для повторения

1.Как классифицируют сладкие блюда? Составить схему и указать тем­пературу подачи сладких блюд.

2.Как приготавливают компоты из свежих, консервированных и сухих фруктов?

3.Составить технологическую схему приготовления киселя из черной смородины.

4.Как приготавливают и отпускают желе из лимона?

5.Составить технологическую схему приготовления мусса из клюк­вы.

6.Как приготавливают и отпускают самбук из яблок? Чем отличается самбук от мусса?

7.Перечислить горячие сладкие блюда. По набору продуктов опреде­лить название блюда: хлеб белый, молоко, яйца, масло сливочное, фрукты консервированные, соус абрикосовый.

8.Пользуясь сборником рецептур, определить количество продуктов, необходимое для приготовления 50 порций шарлотки с яблоками.

9.Каковы требования к качеству желированных сладких блюд?

Класс: 6

Цель: приготовить фруктовый салат, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила техники безопасности при работе.

Задачи:

  1. Актуализация знаний о пользе фруктов, о содержании витаминов во фруктовых плодах.
  2. Формирование навыка работы с информацией, использования в практической работе технологической схемы.
  3. Совершенствование навыков работы в группе, коммуникативных и рефлексивных навыков, навыков безопасной работы.
  4. Развитие памяти, внимания, устной речи.
  5. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, рациональному питанию, а также аккуратности и трудолюбия.

Оборудование: коробка для игры, набор фруктов, костюмы фруктов для сценки(повар, грейпфрут, банан, яблоко, киви, мандарин, апельсин, доктор Айболит), таблица «Содержание витаминов во фруктовых плодах», технологическая схема приготовления фруктового салата, магниты, фартуки, косынки, ножи, разделочные доски, салатницы, ложки для салата, порционные тарелки, весовое мороженое, таблички с названиями салатов для групп, ноутбук (для музыкального сопровождения).

Форма организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Технологии, методы и приемы: здоровьесберегающая, игровая, рассказ, беседа, инсценировка, работа с таблицей и схемой, самопроверка и самооценка, работа в группах, практическая работа, рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь! Сегодня для работы на уроке нам потребуется таблица «Содержание витаминов во фруктовых плодах» и ручка; а также спецодежда (фартук и косынка), фрукты, посуда (разделочная доска, нож, салатница) и ваше хорошее настроение!

II. Сообщение темы, цели и задач урока

Тема нашего урока «Приготовление фруктового салата». Сегодня на уроке мы поговорим о пользе фруктов, о содержании витаминов во фруктовых плодах; будем использовать в практической работе технологическую схему; совершенствовать навыки работы в группе, коммуникативные и рефлексивные навыки.

III. Игра «Угадай плод!», заполнение таблицы «Содержание витаминов во фруктовых плодах»

Учитель кладёт в коробку плоды фруктов (яблоко, банан, киви, апельсин, грейпфрут, мандарин). Учащиеся должны, задавая вопросы, угадать, что находится в коробке. Вопросы ставятся так, чтобы учитель мог ответить только «ДА» или «НЕТ». После того как дети правильно называют плод, учитель его показывает и делает о нем небольшое сообщение.

Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Угадай плод!» .

У меня в коробке спрятаны фруктовые плоды. Чтобы узнать, какие фрукты я спрятал, вы будете задавать мне вопросы о цвете, вкусе и т.д., а я буду отвечать только «ДА» или «НЕТ». Но мы с вами не только будем играть, мы еще узнаем о пользе некоторых фруктов. Для этого вы должны внимательно слушать мой рассказ и заполнять таблицу, которая лежит у вас на партах. Давайте посмотрим таблицу.

(Таблица заранее начерчена на доске. Учитель объясняет и показывает, как правильно заполнить таблицу, проговаривает буквенное обозначение витаминов.)

Фруктовый плод Витамины
А Группа В С D Е G K PP

После игры мы проверим, кто из вас меня внимательно слушал.

БАНАН

В мякоти бананов содержится витамин С , который поможет справиться с зимними простудами и инфекциями. Витамины группы В незаменимое средство против стресса и бессонницы. Есть в бананах и витамин Е , он делает нашу кожу гладкой и эластичной, а также отвечает за хорошее настроение.

ЯБЛОКО

В яблоках содержится витамин А . Этот витамин необходим для нормального обмена веществ, формирования костей. Витамин С оказывает противовоспалительное действие, увеличивает устойчивость к инфекциям. Витамины группы В , необходимы организму для нормального функционирования нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Также в яблоках присутствует витамин G . Его еще называют «витамином аппетита». Он необходим для нормального пищеварения и роста.

МАНДАРИН

Плоды мандарина содержат много витамина C и витамин группы B, который необходим для нормальной работы нервной системы, кроме названных в мандарине есть витамин D, особенно необходимый зимой, и витамин K для здоровья сосудов.

КИВИ

Один плод киви способен обеспечить человека суточной дозой витамина С. Кроме того в киви присутствуют витамины Е, А, РР и группы В. Киви помогает нормальному пищеварению и является замечательным антистрессовым средством. Кроме того, этот плод укрепляет иммунную систему организма человека и его кровеносные сосуды.

АПЕЛЬСИН

В апельсинах содержится витамин С, которыйпомогает уменьшить риск болезней сердца. Витамин группы В присутствующий в апельсинах участвует в производстве гемоглобина, который необходим для проведения кислорода в различные части тела.

ГРЕЙПФРУТ

Грейпфрут удовлетворит суточную потребность человека в витамине С , который необходим нам для защиты от простуды и гриппа. Кроме того, в грейпфруте содержится много витамина РР , который помогает бороться с бессонницей и усталостью, а также витамина D.

– Итак, вы угадали все плоды! Молодцы! По ходу игры вы заполняли таблицу. Давайте проверим, насколько внимательно вы меня слушали.

(Учащиеся сверяют свои данные с данными таблицы, помещенной на доске, делают самооценку. Можно спросить 1-2 человек)

Фруктовый плод Витамины
А Группа В С D Е G K PP
Апельсин + +
Банан + + +
Грейпфрут + + +
Киви + + + + +
Мандарин + + + +
Яблоко + + + +

21 – ОТЛИЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ !

От 16 до 20 – ТЫ МОЛОДЕЦ !

От 11 до 15 – БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ !

– Мы узнали, что плоды фруктов являются ценными продуктами питания, так как они содержат большое количество разнообразных витаминов. Большинство витаминов не образуется в организме человека, а поступает в него только с пищей. Помните о том, что не все витамины выдерживают температурную обработку, поэтому лучше употреблять фрукты в свежем виде.

Как вы думаете, какие фрукты полезнее? (Ответы детей)

– Давайте послушаем, что скажут сами фрукты!

IV. Сценка «Спор фруктов»

Повар:

В ночь необычную с полки упал
В нашей библиотеке про питанье журнал.
В ночь необычную, что не случится!
Стукнулся об пол, раскрылись страницы…
И со страниц раскатились круто
В разные стороны яркие фрукты.
Их разговоры хотите услышать?
Значит, давайте, сидите потише!

(Фрукты выходят и начинают спор)

Грейпфрут:

Знакомьтесь, дети, я грейпфрут,
Я крупный, сочный, вкусный фрукт.
Слегка горчу, но не беда,
Зато я помогу всегда
Тому, кто хочет похудеть,
Тому, кто часто стал болеть.
Я организм омоложу,
Я людям всей душой служу.

Банан:

Я – заморский гость, банан,
Переплыл я океан.
Меня солнце попросило
Передать свою вам силу.

Апельсин:

А я спелый апельсин,
Солнышка веселый сын.
Я красивый, озорной.
Будет весело со мной
Прыгать, веселиться,
Петь, играть, резвиться.

Киви:

Под шершавой кожурой,
Сочный плод хранится мой,
Он зеленый и зернистый,
Нежный, сладкий и мясистый.
Киви называюсь я,
Мякоть вкусная моя -
Кладезь витаминов ценных,
Для здоровья драгоценных.

Мандарин:

Меня под Новый Год
Каждый в дом к себе зовет.
Мной и елку украшают,
И детишек угощают.
Я храню под кожурой
Шарик сочный, сладкий свой.
Дольки в шарике - конфетки,
Чтобы радовались детки.

Яблоко:

Я – крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное –
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!

(Появляется доктор Айболит)

Айболит:

Всё хватит! Вас не переслушать!
Спор давно кончать пора!
Чтоб здоровым, сильным быть,
Фрукты яркие люби
Все без исключения!
В каждом польза есть и вкус!
Чтобы были вы красивы,
Чтобы не были плаксивы,
Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, кипело,
Чтобы громче пелись песни,
Жить чтоб было интересней,
Все, и взрослые, и дети
Помните вы мой совет:
Круглый год – зимой и летом-
Без фруктов жизни нет!

Банан (апельсину):

Мы с тобой теперь друзья,
Вместе мы одна семья!

Киви (яблоку):

Ты полезно и я тоже.
Людям мы теперь поможем!

Мандарин (грейпфруту):

Надо нас в салат крошить,
Витамины получить!

Все фрукты:

Витамины – это жизнь!
С ними нужно всем дружить!

Повар:

Их спор закончился благополучно,
От этого питанье наше стало только лучше!

– Всем фруктам спасибо!

– Мы узнали, что все фрукты полезны для здоровья.

– Какие блюда из фруктов вы знаете?

– Мы с вами сегодня будем готовить фруктовый салат.

V. Изучение технологической последовательности приготовления фруктового салата

Чтобы правильно и вкусно приготовить фруктовый салат, давайте рассмотрим технологическую последовательность его приготовления.

(Учащиеся вместе с учителем называют технологические операции, учитель постепенно на доске составляет схему)

С чего начнем приготовление салата? (с первичной обработки плодов)

Первичная обработка плодов:

  • перебрать, удалить гнилые и поврежденные плоды;
  • промыть проточной водой, ополоснуть кипяченной;
  • удалить несъедобные части (плодоножки, листья), промыть еще раз

– Что будем делать с подготовленными плодами?

Последующая обработка плодов:

  • апельсин
  • грейпфрут почистить, убрать перегородки, оставив только мякоть, разделить на кусочки;
  • банан
  • киви почистить, нарезать кубиками;
  • мандарин почистить, разделить на дольки, дольки нарезать кубиками;
  • яблоко почистить, удалить сердцевину, нарезать кубиками.

– Что еще необходимо сделать, чтобы получилось готовое к употреблению блюдо?

Завершающие технологические операции:

  • нарезанные фрукты аккуратно соединить и перемешать;
  • положить на порционные тарелки;
  • добавить шарик мороженого;
  • подать на стол

Технологическая последовательность приготовления фруктового салата

Хорошо. Мы с вами фруктовый салат на словах уже приготовили, а сейчас давайте будем готовить на практике.

VI. Деление на две группы

Для деления на группы используется детская считалка:

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.

Для работы нам необходимо разделиться на две группы. Встаньте, пожалуйста, все в круг. Я приготовил для вас считалку. Тот ученик, на котором заканчиваются слова считалки, выходит из круга и занимает свое место за рабочим столом группы. Группы формируются в порядке очереди.

(Деление на группы)

Спасибо, молодцы!

VII. Инструктаж, распределение в группах обязанностей между учащимися по операциям

Одна группа будет готовить фруктовый салат «Ням-ням-ка » , а другая – «Тутти-фрутти» .

– Из каких продуктов будете готовить салат? (каждая группа называет свои продукты)

– Какую посуду будете использовать? (разделочная доска, нож, салатница)

– Какие санитарно-гигиенические правила и правила техники безопасности будете соблюдать при приготовлении салата?

  • вымыть руки с мылом;
  • надеть фартук и косынку;
  • Как вы будете пользоваться ножом?

Правила техники безопасности при работе с ножом:

  • нарезать продукты осторожно, чтобы не повредить пальцы;
  • не поднимать нож высоко над разделочной доской;
  • при необходимости передавать нож только ручкой вперед
  • после окончания работы убрать рабочее место, посуду, вымыть руки.

– Сейчас, пожалуйста, в каждой группе распределите технологические операции приготовления фруктового салата.

(Количество фруктов в салате соответствует количеству учащихся в группе, поэтому каждый ученик должен выбрать для себя один плод. Всего в классе 8 человек.)

– Итак, приступаем к работе!

VIII. Практическая работа «Приготовление фруктового салата»

Перед выполнением работы учащиеся моют руки с мылом, надевают фартуки и косынки. Работу выполняют по технологической схеме, которая лежит у них на столах. Учитель проводит целевые обходы, контролируя соблюдение правил техники безопасности при выполнении работы.

IX. Итог урока, рефлексия, оценивание

Давайте подведем итог нашего урока.

– Почему фрукты необходимо употреблять каждый день? (В них содержатся витамины и полезные вещества)

– Можно ли для приготовления фруктового салата использовать какие-то другие фрукты? (Да)

– Я думаю, что вы обязательно дома попробуете приготовить фруктовый салат самостоятельно. Тем более что скоро будет праздник – 8 марта и Вы сможете порадовать свою маму вкусным подарком!

– А сейчас сделайте рефлексию своей совместной продуктивной деятельности: что получилось, а что не очень? (Спросить по одному человеку от каждой группы)

Наш урок был насыщен полезной информацией, которая вам обязательно пригодится в жизни. Работали вы все активно, заинтересованно и заслуживаете хороших отметок, «пятерок»! Кроме хороших отметок вы сегодня получите удовольствие от вкусно приготовленного салата! Молодцы!

X. Дегустация готовых блюд

Давайте пробовать! (Гостям можно также предложить попробовать десерт)

XI. Уборка рабочих мест

Список использованных источников :

  1. 1september.ru – сценарий внеклассного мероприятия «Спор овощей и фруктов».
  2. 1september.ru – открытый урок по технологии в 7-м классе на тему "Фрукты и ягоды. Блюда из них".
  3. 1september.ru – урок технологии "Фрукты и ягоды. Декорирование блюд фруктами"
  4. medicall.ru – о пользе фруктов
  5. sestnoe.ru – рецепт фруктового салата
  6. viki.rdf.ru – детские презентации
  7. www.meals.ru – о пользе наших любимых фруктов
  8. www.say7.info – рецепт фруктового салата

«Крупы, бобовые и макаронные изделия» - Оборудование для производства макаронных изделий. Поверхность изделий. Оценку качества макаронных изделий производят по цвету. Личная гигиена для поваров. Ячменная крупа. Вкусовые обогатители. Характеристика круп. Зернистость крупы. Варка в большом количестве воды. Характеристика бобовых. Крупы обладают высокой энергетической ценностью.

«Блюда из круп» - Приготовление макарон с сыром. Макароны разошлись по всему свету. Пшеница. Горох и фасоль перед варкой замачивают. Соя. Количество жидкости и соли на 1 кг крупы. Кукуруза. Фасоль. Блюда из круп, бобовых, макаронных изделий. Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок. Крупы имеют большую пищевую ценность.

«Порча яиц» - Тумак бактериальный. Присушка. Эндогенное обсеменение. Микрофлора. Пороки яиц. Гниение. Кровяное пятно. Яйцо, изъятое из инкубатора. Экзогенное обсеменение. Микробная порча яиц. Малое и большое пятно. Составляющие яйца. Красюк. Тёк. Обсеменение яиц.

«Гарниры к мясу» - Вытащить из духовки, посыпать беконом и вернуть в духовку на 15 мин до готовности бекона. Рис с вермишелью (руз маа шаарие). Картофель запечённый с пармезаном. Пюре с печёным чесноком имеет приятный, даже нежный, чесночный привкус. Вернуть в духовку и запекать 30 мин, перевернув один раз. Картофель пюре с запечённым чесноком.

«Приготовление салатов» - Салаты – коктейли. Экзотические салаты. Приготовление салатов. Современный стиль оформления. Последовательность технологического процесса приготовления салатов. Схема приготовления салата столичного. Разновидности салатов. Оформление букетами. Декорирование тарелок. Организация рабочего места. Оформление «горкой».

«Украшение блюд» - Карвинг. Кулинария – это искусство не только приготовления, но и подачи пищи. Карвинг в кулинарии. Украшения из помидоров. "Колокольчики". "Ромашки". Инструменты и приспособления. Правила оформления блюд. Круглые высечки. "Ажурные банты и стаканчики". Украшения из огурца.

Всего в теме 31 презентация