Приготовление начинок. Фруктовый салат - самые вкусные варианты Схема приготовления фруктового

30 ноября 2012 г. 13:57

Фруктово-ягодные и желейные начинки

Консистенция начинок должна быть однородной и достаточно вязкой, чтобы обеспечить при оптимальных значениях температуры нормальные условия формования. Начинки всех видов не должны засахариваться и растворять карамельную массу (кроме мягкой карамели типа «Московская»), а также прогоркать и забраживать в процессе хранения карамели. Температура начинок должна быть на 8-10 °С ниже температурной массы, что предупреждает открытиё шва и вытекание начинки.

Получают увариванием протертой плодовой мякоти с сахаро и патокой с различными добавлениями. Основными факторами, определяющими консистенцию начинки, являются ее влажность и содержание пектина во фруктовых заготовках.

Технологическая схема приготовления начинок включает: шпарку пульпы или десульфитацию яблочного или другого пюре, протирание фруктово-ягодных заготовок, составление рецептурно: смеси, уваривание и темперирование начинки (рис. 6).

Пюре десульфитируется, а пульпа шпарится до мягкого состояния, чтобы ее можно было протереть, в закрытом шпарителе либо открытых варочных котлах с паровым обогревом и мешалкой в течение 10-15 мин.

Закрытый шпаритель представляет собой корытообразный кожух из нержавеющей стали с крышкой. Внутри кожуха установлен горизонтальный шнек с полой осью, через отверстия которой подается греющий пар. Загружаемая пульпа продвигается шнеком по длине аппарата, подвергаясь нагреванию паром (0,50,6 МПа). Размягченная масса на выходе из шпарителя через отверстие сливается в приемный сборник - размельчитель, где частично измельчается лопастями. К крышке шпарителя присоединены вытяжные устройства для удаления пара и сернистого газа.

Обработка пюре и пульпы в открытом варочном котле производится следующим образом. После загрузки пульпы в котел наливают воду в количестве 20-25 % от массы пульпы (в зависимости от качества), включают мешалку и подачу пара. Во время шпарки котел должен быть закрыт крышкой. К котлу подсоединяют вентилятор для удаления сернистого газа. Продолжительность шпарки 30-50 мин в зависимости от вида плодов.

Прошпаренная плодовая размягченная масса или десульфитируемое пюре поступает в сборник, из которого передается на протирочную машину.

Шпарка косточковых и сухих фруктово-ягодных заготовок (сушеного чернослива, алычовой и сливовой пульпы, сухой рябины и др.) осуществляется в открытом варочном котле.

Пульпа или пюре протирается в протирочной машине лопастями, вращающимися с частотой 120-140 об/мин, через сетку (медную или из нержавеющей стали) с размером ячеек 1,5 мм. При протирке подварок, повидла, варенья и джемов применяется сетка с размером ячеек 3 мм.

Прошпаренная масса подается на протирку насосом или с помощью вакуум - бачка с разрежением 66,7-80 кПа, из которого масса самотеком стекает в загрузочную воронку протирочной машины. Полученное пюре поступает в приемный сборник, затем в рецептурный смеситель. В настоящее время широко применяется асептически упакованное пюре.

Рецептурную смесь составляют из фруктово-ягодного пюре, патоки и сахарного сиропа. Патоку и сахарный сироп можно заменять сахаропаточным сиропом или сиропом из карамельных отходов. Смесь составляют в смесителе, снабженном мешалкой, которая вращается с частотой 35-40 об/мин. Компоненты загружаются по массе или объему специальными мерниками. Все компоненты рецептурной смеси предварительно фильтруют. Из рецептурного смесителя фруктовая смесь влажностью 44-48 % подается насосом в приемный сборник, индивидуальный для каждого варочного аппарата.

Для уваривания начинок применяются змеевиковые вакуум- аппараты непрерывного действия с увеличенной (по сравнению с карамельным вакуум-аппаратом) выносной выпарной камерой (поверхность нагрева 4,2 и 7,5 м²). Начинки уваривают также в змеевиковых колонках с пароотделителем и сферических начиночных аппаратах периодического действия с мешалкой или без нее, опрокидывающейся варочной чашей и чашей со сливным штуцером.

При уваривании начинок в змеевиковых вакуум-аппаратах профильтрованная фруктовая смесь непрерывно подается в змеевик вакуум-аппарата, где уваривается до содержания влаги 14- 19% при давлении греющего пара 0,6 МПа и разрежении 66,7-80 кПа. Продолжительность уваривания 3-4 мин. Готовая начинка с температурой 80-85 °С через каждые 1,5-2 мин выгружается в приемный сборник, из которого шестеренчатым насосом передает в темперирующие машины. Начинка в количестве 35-40 кг выгружается автоматом выгрузки или вручную. Чтобы начинка задерживалась в приемном сборнике, рекомендуется изготавливать в нем коническое днище. При изменении давления греющего пара и влажности фруктовой смеси против оптимальных параметров соответственно изменяют подачу сиропа в змеевик вакуум-аппарата. Начинка за счет кратковременного уваривания получается светлой, с высокой вязкостью - в пределах 13-25 Па с приγ= 6-7 сˉ¹ (в зависимости от содержания пектина во фруктовых заготовках и влажности начинок). Часовая производительность змеевикового вакуум-аппарата в зависимости от его поверхности нагрева от 900 до 1400 кг начинки.

По окончании уваривания аппарат замывают и продувают паром так же, как карамельный вакуум-аппарат. В конце рабочей недели аппарат промывают 3-6 %-ным раствором каустической соды (при рецикуляционном способе) и 2-3 %-ным раствор (при заливании на 12-24ч). Непрерывные подача фруктовой смеси в змеевик аппарата и уваривание в тонком слое исключают возможность существенного образования нагара.

При уваривании начинок в змеевиковой колонке без вакуума профильтрованная фруктовая смесь непрерывно поступает в змеевик варочной колонки и уваривается (давление греющего пара не более 0,6 МПа) до заданной рецептурной влажности. Готовая начинка вместе с экстрапаром непрерывно поступает в пароотделитель. Температура начинки на выходе из пароотделителя 103-108°С. Уваренная начинка непрерывно поступает из пароотделителя в охлаждающую машину и из нее при температуре 70-75 °С шестеренным насосом передается по кольцевой системе в начинконаполнитель. Перед загрузкой аппарат должен быть прогрет.

В сферическом начиночном аппарате периодического действия фруктовая смесь уваривается (давление греющего пара до 0,6 МПа и разрежение 66,7- 73,3 кПа) Фруктово-ягодная смесь засасывается в аппарат под разрежением до 66,7 кПа через гибкий шланг с сетчатым наконечником. За счет перемешивания мешалкой в процессе уваривания усиливается циркуляция массы в аппарате, ускоряется испарение влаги и уменьшается пригорание начинки к поверхности нагрева. Уваривание в зависимости от емкости аппарата длится 30-45 мин. После этого прекращают подачу греющего пара и продолжают работу мокровоздушного насоса в течение 2-3 мин для удаления экстрапара и снижения температуры до 80-85° С. Далее масса разгружается через нижний штуцер чаши или выливается из наклонной чаши в приемный сборник.

Сыворотка творожная концентрированная с сахаром (ТУ 49-798-81) вводится в готовую начинку в количестве 14 % от суммарного содержания сухих веществ на 1 т начинки. Расход сахара на 1 т начинки необходимо уменьшить на 13,1 %, молочной кислоты - на 0,9 % от массы сухих веществ. При введении сыворотки творожной концентрированной с сахаром (65 % сухих веществ) начинка уваривается до содержания сухих веществ 85 %, сыворотки творожной концентрированной без сахара (75 % сухих веществ) - до 83%. После добавления сыворотки начинку тщательно перемешивают до однородной массы.

С целью равномерного и стабильного распределения начинки в карамели рекомендуется заменять до 5 % сухих веществ сахара в начинке некоторыми видами сырья и полуфабрикатов, например:

крахмалом кукурузным набухающим пищевым;

мукой после экструзии различных круп и злаков;

вафельной крошкой, мелкоизмельченной крошкой от пряников, печенья или кукурузных палочек и др.

Их вводят на стадии приготовления фруктово-ягодной смеси или темперирования начинки.

Темперирование начинки при 63-70°С производится в темперирующих машинах. Темперирующая машина обогревается паром при давлении до 0,4 МПа. Частота вращения мешалки - 20 - 30 об/мин. Для темперирования также могут применяться месильные машины или открытые варочные котлы с мешалкой.
При механизированной подаче оттемперированная начинка перекачивается в начинконаполнитель насосом по кольцевой системе.

Если процесс транспортирования начинки не механизирован, то начинка из темперирующей машины сливается через патрубок в емкость и вручную загружается в начинконаполнитель.

Добавление ароматизирующих и вкусовых веществ также производится в темперирующей машине. Слишком горячую начинку надо охладить или разбавить более холодной. В конце работы всю начиночную систему коммуникаций продувают паром.

Желейные начинки. Технологическая схема приготовления э начинок показана на рис. 7. Представляют собой уваренный сахаропаточно - агаровый сироп с добавлением фруктово-ягодного пюре и различных компонентов. Замоченный набухший и промытый агар растворяют в воде (соотношение сухого агара к воде 1:10) в открытом варочном котле с обогревом.

Сахаропаточный сироп уваривают в вакуум-аппарате до влажности 15-17%. Готовый сироп сливают, процеживают и добавляют агаро - водный раствор и затем фруктовое пюре (если оно предусмотрено рецептурой). Смесь перемешивают, готовую начинку подкисляют, ароматизируют и темперируют при 63-68 °С.

«Крупы, бобовые и макаронные изделия» - Оборудование для производства макаронных изделий. Поверхность изделий. Оценку качества макаронных изделий производят по цвету. Личная гигиена для поваров. Ячменная крупа. Вкусовые обогатители. Характеристика круп. Зернистость крупы. Варка в большом количестве воды. Характеристика бобовых. Крупы обладают высокой энергетической ценностью.

«Блюда из круп» - Приготовление макарон с сыром. Макароны разошлись по всему свету. Пшеница. Горох и фасоль перед варкой замачивают. Соя. Количество жидкости и соли на 1 кг крупы. Кукуруза. Фасоль. Блюда из круп, бобовых, макаронных изделий. Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок. Крупы имеют большую пищевую ценность.

«Порча яиц» - Тумак бактериальный. Присушка. Эндогенное обсеменение. Микрофлора. Пороки яиц. Гниение. Кровяное пятно. Яйцо, изъятое из инкубатора. Экзогенное обсеменение. Микробная порча яиц. Малое и большое пятно. Составляющие яйца. Красюк. Тёк. Обсеменение яиц.

«Гарниры к мясу» - Вытащить из духовки, посыпать беконом и вернуть в духовку на 15 мин до готовности бекона. Рис с вермишелью (руз маа шаарие). Картофель запечённый с пармезаном. Пюре с печёным чесноком имеет приятный, даже нежный, чесночный привкус. Вернуть в духовку и запекать 30 мин, перевернув один раз. Картофель пюре с запечённым чесноком.

«Приготовление салатов» - Салаты – коктейли. Экзотические салаты. Приготовление салатов. Современный стиль оформления. Последовательность технологического процесса приготовления салатов. Схема приготовления салата столичного. Разновидности салатов. Оформление букетами. Декорирование тарелок. Организация рабочего места. Оформление «горкой».

«Украшение блюд» - Карвинг. Кулинария – это искусство не только приготовления, но и подачи пищи. Карвинг в кулинарии. Украшения из помидоров. "Колокольчики". "Ромашки". Инструменты и приспособления. Правила оформления блюд. Круглые высечки. "Ажурные банты и стаканчики". Украшения из огурца.

Всего в теме 31 презентация

Урок технологии в 7 классе

Тема: «Сладкие блюда из фруктов и ягод»

План – конспект урока

Цели: обобщить знания учащихся о фруктах и ягодах, их питательной ценности; ознакомить с вариантами использования фруктов и ягод в кулинарии; учить технологии приготовления фруктовых супов.

Оборудование: фрукты и ягоды (натуральные и муляжи), орехи, кастрюля, ложка, тарелка, продукты для приготовления фруктового супа, рабочая тетрадь.

Словарь: плоды косточковые, семечковые, ягоды, орехоплодные, субтропические.

Ход урока

I. Организация урока.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по вопросам:

Расскажите о пищевой ценности молока и молочных продуктов.

Какие молочные продукты называют кисломолочными?

На какие группы по характеру брожения делятся кисломолочные продукты?

Назовите ассортимент кисломолочных продуктов.

Как приготовить простоквашу или кефир в домашних условиях.

III. Изучение нового материала.

1.Словесно-иллюстрированный рассказ.

Учитель. Плоды – фрукты. Ягоды, орехи – являются незаменимыми продуктами, без которых, как и без овощей, невозможно организовать рациональное питание. Они служат хорошим источником легкоусвояемых сахаров, органических кислот, минеральных солей, пектиновых, дубильных, ароматических и других полезных для организма веществ; многие из них ценятся как богатые источники витамина С, каротина (провитамина А), витаминов группы В, витамина Р и др. Вот почему надо особенно ценить возможность употребления плодов в свежем виде.

В кулинарии эти продукты питания находят самое широкое применение, но чаще всего их используют для приготовления фруктовых супов, сладких блюд и напитков.

Плоды делятся на семечковые, косточковые, ягоды и орехоплодные.

К семечковым плодам относятся


яблоки, груши, все цитрусовые.

Семечковые плоды образуются с участием плодоножки и состоят из кожицы, плодовой мякоти и пятигнездной камеры с семенами.

Самой распространенной культурой являются яблоки. Все сорта яблок в зависимости от срока созревания делятся на летние, зимние, осенние. Зимние сорта яблок хорошо сохраняются до марта-апреля следующего года, а некоторые новые сорта – до июня. Плоды употребляют в пищу в свежем и в переработанном виде. В них содержатся сахара, органические кислоты, витамины С,В 1 , В 2 , А, РР.

Груши среди всех семечковых плодов занимают небольшой удельный вес.

В зависимости от сорта плоды груши созревают с июля по октябрь. Их используют в пищу в свежем и переработанном виде. В плодах содержатся сахара, яблочная и лимонная кислоты, пектин, витамины А, В 1 , С, РР.

Айва обыкновенная – небольшое дерево, выращиваемое в основном в южных районах России. Айва отличается сильно вяжущим терпким вкусом и плотной грубой мякотью. В основном айва используется для приготовления варенья и джема. Плод очень богат пектиновыми (желирующими) веществами, поэтому из неё получаются отличные желе и мармелады.

К косточковым относятся вишня, черешня, слива, абрикос и др.

Слива широко распространена в южных районах и в средней зоне России. Плоды собирают в августе-сентябре. В них содержатся до 17 % сахаров, до 3 % кислот, пектин, витамины А,С,Р, РР, В1, В2, минеральные соли, красящие вещества. Срок хранения свежих плодов – 12-15 дней.

Вишню широко культивируют в России. Плоды созревают в июне-августе. В них содержатся до 17,5 % сахаров, до 2,7 % органических кислот, витамины А, В 1 , С, РР и другие компоненты.

Черешня – самая ранняя из плодовых культур. Выращивают черешню в основном на юге. Плоды используют в свежем виде, реже – в переработанном. В плодах черешни содержатся сахара, витамины А и С, кислоты, глюкоза и др.

Абрикосы и персики – теплолюбивые культуры. Плоды абрикоса – важнейшее сырье в консервной и кондитерской промышленности. Отличаются высокими вкусовыми качествами и обладают ценными свойствами. Сушеные плоды с косточкой называют урюком, а без неё – курагой.

Сорта персика различают по форме и размеру плодов, окраске, содержанию сахаров и кислот. Плоды употребляют в свежем и переработанном виде. В мякоти персика содержатся до 15 % сахаров, витамины С, В 1 2 ,Е, соли калия, каротин.

Ягоды делятся на три группы: настоящие, ложные и сложноцветные.

У настоящих ягод семена погружены непосредственно в мякоть (виноград, крыжовник, смородина и т.д.).

У ложных ягод плод образуется из разросшегося цветоложа и имеет на поверхности маленькие косточки (земляника, клубника).


Сложноцветные ягоды состоят из сросшихся «настоящих» плодов (малина, ежевика).

Все ягоды имеют хороший вкус и отличаются высоким содержанием кислот (по сравнению с семечковыми и косточковыми), легкоусвояемых сахаров и витаминов.

К субтропическим и тропическим плодам относят цитрусовые, бананы, гранаты, инжир, ананасы, киви и др.

В цитрусовых плодах содержится много витаминов (особенно витаминов С и Р), органических кислот и минеральных солей. У всех цитрусовых довольно толстая кожура. В ней содержатся почти все эфирные масло, придающие цитрусовым особый аромат.

Инжир дает очень вкусные, сочные плоды, которые употребляют в основном в сушеном виде.

Ананас состоит из сросшихся мясистых завязей. Мякоть ананаса имеет кисло-сладкий вкус и сильный приятный аромат.

Банан – это плоды крупного травянистого растения. Содержат сахара, соли калия, витамины.

Плоды оливкового дерева благодаря высокому содержанию в них растительного масла чаще всего называют маслинами. В мякоти оливок содержится до 80 % масла. Зеленые и черные маслины, законсервированные в банках, хороши как в качестве гарнира, так и в качестве приправы к мясным и рыбным блюдам.

Орехоплодные состоят из ядра, заключенного в сухую деревянистую скорлупу. Орехи отличаются высоким содержанием жиров и белков. К ним относятся лещинные орехи, миндаль, фисташки, арахис, грецкие орехи. Грецкие орехи являются очень ценным продуктом. Диетологи советуют каждый день съедать по 4-5 штук орехов, чтобы пополнить организм нужными микроэлементами.

Все фрукты и ягоды даже после сбора урожая остаются живыми организмами. Поэтому для их хранения создаются такие условия, чтобы максимально были заторможены процессы, происходящие в плодах. Это достигается понижением температуры и поддержанием определенной влажности.

Физкультурная минутка.

Игра « Угадай плод».

Учитель кладет в коробку, мешочек любой плод, учащиеся должны, задавая вопросы, угадать его и ответить, к какому виду он относится. Вопросы ставятся так, чтобы учитель мог ответить только «Да» или «Нет».

Например, учащиеся спрашивают:

Плод круглый?

Учитель. Нет.

Учащиеся. Он желтый?

Учитель. Да

2. Изучение технологической последовательности приготовления фруктового супа.

Учащиеся по учебнику изучают технологию приготовления фруктового супа (практическая работа № 7, с 47-48) отвечают на вопросы:

Какую посуду необходимо приготовить?

Из каких продуктов готовится суп?

Назовите последовательность приготовления супа.

Расскажите о первичной обработке смородины.

IV. Практическая работа.

Учащиеся выполняют практическую работу №7, с 47-48, по окончании работы оформляют блюдо для подачи на стол и проводят дегустацию.

Учитель проводит целевые обходы, контролируя соблюдение технологической последовательности приготовления супа, соблюдение безопасной работы.

V. Итог урока.

1.Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

Какое значение в питании человека имеют фрукты и ягоды?

Какие фрукты и ягоды наиболее распространены в нашей местности?

Можно ли для фруктового супа использовать другие плоды?

2. Анализ урока.

Сегодняшний урок, я надеюсь, окажется отправным моментом в приобретении ваш практического опыта по приготовлению первых блюд (супов), а также применению фруктов и ягод в качестве ценных питательных продуктов и незаменимых витаминов для приготовления всевозможных блюд и напитков в домашних условиях. Из фруктов и ягод вы можете оформить украшения тортов, пирожных, желе и других изделий, проявив фантазию и творчество.

Урок был насыщен полезной информацией, которая вам пригодится в жизни. Работали на уроке вы активно, увлеченно, заинтересованно, заслуживаете соответственных результатов.

3. Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание: учебник, §8, с. 41-48.

Класс: 6

Цель: приготовить фруктовый салат, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила техники безопасности при работе.

Задачи:

  1. Актуализация знаний о пользе фруктов, о содержании витаминов во фруктовых плодах.
  2. Формирование навыка работы с информацией, использования в практической работе технологической схемы.
  3. Совершенствование навыков работы в группе, коммуникативных и рефлексивных навыков, навыков безопасной работы.
  4. Развитие памяти, внимания, устной речи.
  5. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, рациональному питанию, а также аккуратности и трудолюбия.

Оборудование: коробка для игры, набор фруктов, костюмы фруктов для сценки(повар, грейпфрут, банан, яблоко, киви, мандарин, апельсин, доктор Айболит), таблица «Содержание витаминов во фруктовых плодах», технологическая схема приготовления фруктового салата, магниты, фартуки, косынки, ножи, разделочные доски, салатницы, ложки для салата, порционные тарелки, весовое мороженое, таблички с названиями салатов для групп, ноутбук (для музыкального сопровождения).

Форма организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Технологии, методы и приемы: здоровьесберегающая, игровая, рассказ, беседа, инсценировка, работа с таблицей и схемой, самопроверка и самооценка, работа в группах, практическая работа, рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь! Сегодня для работы на уроке нам потребуется таблица «Содержание витаминов во фруктовых плодах» и ручка; а также спецодежда (фартук и косынка), фрукты, посуда (разделочная доска, нож, салатница) и ваше хорошее настроение!

II. Сообщение темы, цели и задач урока

Тема нашего урока «Приготовление фруктового салата». Сегодня на уроке мы поговорим о пользе фруктов, о содержании витаминов во фруктовых плодах; будем использовать в практической работе технологическую схему; совершенствовать навыки работы в группе, коммуникативные и рефлексивные навыки.

III. Игра «Угадай плод!», заполнение таблицы «Содержание витаминов во фруктовых плодах»

Учитель кладёт в коробку плоды фруктов (яблоко, банан, киви, апельсин, грейпфрут, мандарин). Учащиеся должны, задавая вопросы, угадать, что находится в коробке. Вопросы ставятся так, чтобы учитель мог ответить только «ДА» или «НЕТ». После того как дети правильно называют плод, учитель его показывает и делает о нем небольшое сообщение.

Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Угадай плод!» .

У меня в коробке спрятаны фруктовые плоды. Чтобы узнать, какие фрукты я спрятал, вы будете задавать мне вопросы о цвете, вкусе и т.д., а я буду отвечать только «ДА» или «НЕТ». Но мы с вами не только будем играть, мы еще узнаем о пользе некоторых фруктов. Для этого вы должны внимательно слушать мой рассказ и заполнять таблицу, которая лежит у вас на партах. Давайте посмотрим таблицу.

(Таблица заранее начерчена на доске. Учитель объясняет и показывает, как правильно заполнить таблицу, проговаривает буквенное обозначение витаминов.)

Фруктовый плод Витамины
А Группа В С D Е G K PP

После игры мы проверим, кто из вас меня внимательно слушал.

БАНАН

В мякоти бананов содержится витамин С , который поможет справиться с зимними простудами и инфекциями. Витамины группы В незаменимое средство против стресса и бессонницы. Есть в бананах и витамин Е , он делает нашу кожу гладкой и эластичной, а также отвечает за хорошее настроение.

ЯБЛОКО

В яблоках содержится витамин А . Этот витамин необходим для нормального обмена веществ, формирования костей. Витамин С оказывает противовоспалительное действие, увеличивает устойчивость к инфекциям. Витамины группы В , необходимы организму для нормального функционирования нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Также в яблоках присутствует витамин G . Его еще называют «витамином аппетита». Он необходим для нормального пищеварения и роста.

МАНДАРИН

Плоды мандарина содержат много витамина C и витамин группы B, который необходим для нормальной работы нервной системы, кроме названных в мандарине есть витамин D, особенно необходимый зимой, и витамин K для здоровья сосудов.

КИВИ

Один плод киви способен обеспечить человека суточной дозой витамина С. Кроме того в киви присутствуют витамины Е, А, РР и группы В. Киви помогает нормальному пищеварению и является замечательным антистрессовым средством. Кроме того, этот плод укрепляет иммунную систему организма человека и его кровеносные сосуды.

АПЕЛЬСИН

В апельсинах содержится витамин С, которыйпомогает уменьшить риск болезней сердца. Витамин группы В присутствующий в апельсинах участвует в производстве гемоглобина, который необходим для проведения кислорода в различные части тела.

ГРЕЙПФРУТ

Грейпфрут удовлетворит суточную потребность человека в витамине С , который необходим нам для защиты от простуды и гриппа. Кроме того, в грейпфруте содержится много витамина РР , который помогает бороться с бессонницей и усталостью, а также витамина D.

– Итак, вы угадали все плоды! Молодцы! По ходу игры вы заполняли таблицу. Давайте проверим, насколько внимательно вы меня слушали.

(Учащиеся сверяют свои данные с данными таблицы, помещенной на доске, делают самооценку. Можно спросить 1-2 человек)

Фруктовый плод Витамины
А Группа В С D Е G K PP
Апельсин + +
Банан + + +
Грейпфрут + + +
Киви + + + + +
Мандарин + + + +
Яблоко + + + +

21 – ОТЛИЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ !

От 16 до 20 – ТЫ МОЛОДЕЦ !

От 11 до 15 – БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ !

– Мы узнали, что плоды фруктов являются ценными продуктами питания, так как они содержат большое количество разнообразных витаминов. Большинство витаминов не образуется в организме человека, а поступает в него только с пищей. Помните о том, что не все витамины выдерживают температурную обработку, поэтому лучше употреблять фрукты в свежем виде.

Как вы думаете, какие фрукты полезнее? (Ответы детей)

– Давайте послушаем, что скажут сами фрукты!

IV. Сценка «Спор фруктов»

Повар:

В ночь необычную с полки упал
В нашей библиотеке про питанье журнал.
В ночь необычную, что не случится!
Стукнулся об пол, раскрылись страницы…
И со страниц раскатились круто
В разные стороны яркие фрукты.
Их разговоры хотите услышать?
Значит, давайте, сидите потише!

(Фрукты выходят и начинают спор)

Грейпфрут:

Знакомьтесь, дети, я грейпфрут,
Я крупный, сочный, вкусный фрукт.
Слегка горчу, но не беда,
Зато я помогу всегда
Тому, кто хочет похудеть,
Тому, кто часто стал болеть.
Я организм омоложу,
Я людям всей душой служу.

Банан:

Я – заморский гость, банан,
Переплыл я океан.
Меня солнце попросило
Передать свою вам силу.

Апельсин:

А я спелый апельсин,
Солнышка веселый сын.
Я красивый, озорной.
Будет весело со мной
Прыгать, веселиться,
Петь, играть, резвиться.

Киви:

Под шершавой кожурой,
Сочный плод хранится мой,
Он зеленый и зернистый,
Нежный, сладкий и мясистый.
Киви называюсь я,
Мякоть вкусная моя -
Кладезь витаминов ценных,
Для здоровья драгоценных.

Мандарин:

Меня под Новый Год
Каждый в дом к себе зовет.
Мной и елку украшают,
И детишек угощают.
Я храню под кожурой
Шарик сочный, сладкий свой.
Дольки в шарике - конфетки,
Чтобы радовались детки.

Яблоко:

Я – крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное –
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!

(Появляется доктор Айболит)

Айболит:

Всё хватит! Вас не переслушать!
Спор давно кончать пора!
Чтоб здоровым, сильным быть,
Фрукты яркие люби
Все без исключения!
В каждом польза есть и вкус!
Чтобы были вы красивы,
Чтобы не были плаксивы,
Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, кипело,
Чтобы громче пелись песни,
Жить чтоб было интересней,
Все, и взрослые, и дети
Помните вы мой совет:
Круглый год – зимой и летом-
Без фруктов жизни нет!

Банан (апельсину):

Мы с тобой теперь друзья,
Вместе мы одна семья!

Киви (яблоку):

Ты полезно и я тоже.
Людям мы теперь поможем!

Мандарин (грейпфруту):

Надо нас в салат крошить,
Витамины получить!

Все фрукты:

Витамины – это жизнь!
С ними нужно всем дружить!

Повар:

Их спор закончился благополучно,
От этого питанье наше стало только лучше!

– Всем фруктам спасибо!

– Мы узнали, что все фрукты полезны для здоровья.

– Какие блюда из фруктов вы знаете?

– Мы с вами сегодня будем готовить фруктовый салат.

V. Изучение технологической последовательности приготовления фруктового салата

Чтобы правильно и вкусно приготовить фруктовый салат, давайте рассмотрим технологическую последовательность его приготовления.

(Учащиеся вместе с учителем называют технологические операции, учитель постепенно на доске составляет схему)

С чего начнем приготовление салата? (с первичной обработки плодов)

Первичная обработка плодов:

  • перебрать, удалить гнилые и поврежденные плоды;
  • промыть проточной водой, ополоснуть кипяченной;
  • удалить несъедобные части (плодоножки, листья), промыть еще раз

– Что будем делать с подготовленными плодами?

Последующая обработка плодов:

  • апельсин
  • грейпфрут почистить, убрать перегородки, оставив только мякоть, разделить на кусочки;
  • банан
  • киви почистить, нарезать кубиками;
  • мандарин почистить, разделить на дольки, дольки нарезать кубиками;
  • яблоко почистить, удалить сердцевину, нарезать кубиками.

– Что еще необходимо сделать, чтобы получилось готовое к употреблению блюдо?

Завершающие технологические операции:

  • нарезанные фрукты аккуратно соединить и перемешать;
  • положить на порционные тарелки;
  • добавить шарик мороженого;
  • подать на стол

Технологическая последовательность приготовления фруктового салата

Хорошо. Мы с вами фруктовый салат на словах уже приготовили, а сейчас давайте будем готовить на практике.

VI. Деление на две группы

Для деления на группы используется детская считалка:

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.

Для работы нам необходимо разделиться на две группы. Встаньте, пожалуйста, все в круг. Я приготовил для вас считалку. Тот ученик, на котором заканчиваются слова считалки, выходит из круга и занимает свое место за рабочим столом группы. Группы формируются в порядке очереди.

(Деление на группы)

Спасибо, молодцы!

VII. Инструктаж, распределение в группах обязанностей между учащимися по операциям

Одна группа будет готовить фруктовый салат «Ням-ням-ка » , а другая – «Тутти-фрутти» .

– Из каких продуктов будете готовить салат? (каждая группа называет свои продукты)

– Какую посуду будете использовать? (разделочная доска, нож, салатница)

– Какие санитарно-гигиенические правила и правила техники безопасности будете соблюдать при приготовлении салата?

  • вымыть руки с мылом;
  • надеть фартук и косынку;
  • Как вы будете пользоваться ножом?

Правила техники безопасности при работе с ножом:

  • нарезать продукты осторожно, чтобы не повредить пальцы;
  • не поднимать нож высоко над разделочной доской;
  • при необходимости передавать нож только ручкой вперед
  • после окончания работы убрать рабочее место, посуду, вымыть руки.

– Сейчас, пожалуйста, в каждой группе распределите технологические операции приготовления фруктового салата.

(Количество фруктов в салате соответствует количеству учащихся в группе, поэтому каждый ученик должен выбрать для себя один плод. Всего в классе 8 человек.)

– Итак, приступаем к работе!

VIII. Практическая работа «Приготовление фруктового салата»

Перед выполнением работы учащиеся моют руки с мылом, надевают фартуки и косынки. Работу выполняют по технологической схеме, которая лежит у них на столах. Учитель проводит целевые обходы, контролируя соблюдение правил техники безопасности при выполнении работы.

IX. Итог урока, рефлексия, оценивание

Давайте подведем итог нашего урока.

– Почему фрукты необходимо употреблять каждый день? (В них содержатся витамины и полезные вещества)

– Можно ли для приготовления фруктового салата использовать какие-то другие фрукты? (Да)

– Я думаю, что вы обязательно дома попробуете приготовить фруктовый салат самостоятельно. Тем более что скоро будет праздник – 8 марта и Вы сможете порадовать свою маму вкусным подарком!

– А сейчас сделайте рефлексию своей совместной продуктивной деятельности: что получилось, а что не очень? (Спросить по одному человеку от каждой группы)

Наш урок был насыщен полезной информацией, которая вам обязательно пригодится в жизни. Работали вы все активно, заинтересованно и заслуживаете хороших отметок, «пятерок»! Кроме хороших отметок вы сегодня получите удовольствие от вкусно приготовленного салата! Молодцы!

X. Дегустация готовых блюд

Давайте пробовать! (Гостям можно также предложить попробовать десерт)

XI. Уборка рабочих мест

Список использованных источников :

  1. 1september.ru – сценарий внеклассного мероприятия «Спор овощей и фруктов».
  2. 1september.ru – открытый урок по технологии в 7-м классе на тему "Фрукты и ягоды. Блюда из них".
  3. 1september.ru – урок технологии "Фрукты и ягоды. Декорирование блюд фруктами"
  4. medicall.ru – о пользе фруктов
  5. sestnoe.ru – рецепт фруктового салата
  6. viki.rdf.ru – детские презентации
  7. www.meals.ru – о пользе наших любимых фруктов
  8. www.say7.info – рецепт фруктового салата

Сегодня все больше людей отдают предпочтение не калорийному пирожному, а фруктам и фруктовым салатам. И на это есть весомые причины:

Во фруктах, а это основные ингредиенты фруктового салата, содержатся такие минеральные вещества и витамины, которые больше нигде не встречаются;
- фруктовые салаты легкие, низкокалорийные. Они приносят максимум пользы для Вашего здоровья и не отражаются на фигуре;
- от фруктового салата не откажется не один ребенок;
- фруктовый салат утоляет голод, а его внешний вид повышает настроение
Итак, что же такое фруктовый салат - это блюдо, приготовленное из ассорти свежих фруктов.

Фруктовые салаты и очень вкусные традиционные ингредиенты

Традиционными составляющими фруктового салата считаются: яблоки, груши, бананы, клубника, апельсины. Но кулинары-кудесники создали огромное количество фруктовых вариаций, в которых классические фрукты прекрасно сочетаются с ягодами, заморскими фруктами и даже с творогом, сыром и овсяными хлопьями.

Заправки для фруктовых салатов

Количество и оригинальность заправок к фруктовым салатам не может не поражать. Самые распространенные: сметана, сливки, йогурт, мороженное, лимонный сок, мед, заварной и шоколадный крем.

Фруктовый салат может быть не только полезным десертом, но и сытным завтраком, прекрасным полдником, диетическим ужином и даже украшением праздничного стола. Предлагаем вам фруктовые салаты на все случаи жизни.

Рецепт 1: Фруктовый салат по-итальянски

Этот фруктовый итальянский салат подается как десерт. Не смотря на то, что в рецептуре присутствует шампанское, угощением могут полакомиться не только взрослые, но и дети, ведь во время тепловой обработки алкоголь улетучивается, а остается только пикантный вкус.

Рецептура фруктового салата по-итальянски рассчитана на две порции.
Время приготовления салата 30минут.

Ингредиенты для фруктового салата по-итальянски:
персик свежий или консервированный - 3штуки;
мята - 4листика;
стружка кокосовая - 3столове ложки;
шампанское - 1стакан;
яйца куриные - 1штука;
сахарный песок - 4 столовые ложки;
сливочное масло - 1столовая ложка.

Пошаговая технология приготовления фруктового салата по-итальянски:

1. Персик, консервированный или свежий (2штуки) разрезается на пополам, и не забываем удалить косточку. Одинаковые половинки фрукта посыпаются сахаром и запекаются в духовом шкафе 10-15минут при температуре 120°C.

2. Оставшийся персик нарезается большими кубиками.

3. Вымытые и обсушенные листочки мяты нарезаются одинаковыми, небольшими полосками.

4. Кокосовую стружку прогреваем на сковороде со сливочным маслом. Стружку на огне необходимо постоянно помешивать.

5. В глубокой тарелке смешивается прогретая кокосовая стружка, кубики персика и мята.

6. В половинки персика укладывается прогретая начинка (нарезанный фрукт, мята и кокосовая стружка).

7. Соус: яйцо взбивается с сахаром. Взбитая смесь прогревается на водяной бане (до полного растворения сахара), в нее постепенно, тонкой струйкой вливается шампанское.

8. Фруктовый салат по-итальянски подается так: на плоскую тарелку наливается соус, на который укладывается половинка начиненного персика.
Приятного аппетита.

Рецепт 2: Салат фруктовый "Только для взрослых"

Фруктовый салат "Только для взрослых" предназначен только тем людям, которые достигли категории +18. Пикантное и сытное фруктовое угощение может преподноситься, как десерт, а может быть дополнение к куриным крылышкам в меду.

Рецептура фруктового салата "Только для взрослых" рассчитана на пять порций. Время приготовления салата 15минут.

Ингредиенты для фруктового салата "Только для взрослых":
яблоко - 1штука;
апельсин - 1штука;
груша - 1штука;
банан - 1штука;
грейпфрут - 1штука;
киви - 1штука;
лимонный сок - 2столовые ложки;
корица - 1чайная ложка;
сахарный песок - 2столовые ложки;
коньяк - 3столовые ложки.

Пошаговая технология приготовления фруктового салата "Только для взрослых":
1. Апельсин - очищается от кожуры, белых волокон, косточек и нарезается большими кусочками.
Грейпфрут - очищается от кожуры, горькой пленки и нарезается большими кусочками.
Яблоко и груша - моется под проточной водой, удаляется хвостик и сердцевина. Фрукты нарезаются небольшими ломтиками.
Банан - очищается от кожуры и нарезается толстыми кружочками.
Киви - очищается от кожуры и нарезается толстыми полукольцами.
Все нарезанные фрукты аккуратно перемешиваются.

2. Алкогольная заправка для фруктового салата: в миски соединяется свежевыжатый лимонный сок, сахарный песок, корица и коньяк.

3. Салат накладывается в салатницу, перед подачей на стол заправляется алкогольной заправкой и перемешивается.
Приятного аппетита.

Рецепт 3: Фруктовый салат "Ананасовая лодочка"

Этот фруктовый салат хочется назвать ни как иначе, как фруктовый «фонтан». Данный кулинарный шедевр, относится к праздничным десертам, и придется по вкусы самому капризному гурману.

Рецептура фруктового салата "Ананасовая лодочка" рассчитана на десять порций. Время приготовления салата 25минут.

Ингредиенты для фруктового салата "Ананасовая лодочка":
ананас (желательно большой) - 1штука;
яблоки - 3штуки;
апельсин - 3штуки;
чернослив - 20грамм;
грецкие орехи - 20грамм;
изюм - 20грамм;
сахарный песок - 1стакан;
сметана (нежирная) - 500грамм.

Пошаговая технология приготовления фруктового салата "Ананасовая лодочка":
1. Ананас разрезается вдоль, на две одинаковы части. Из каждой половинки вынимается мякоть (получаются лодочки). Ананасовая мякоть нарезаются ломтиками.

2. Апельсин - очищается от кожуры, белых волокон, косточек и разделяется на дольки.
Яблоки - моются под проточной водой, вырезаются сердцевина и хвостики. Фрукт нарезается ломтиками.

3. Грецкие орехи измельчаются в ступке.

4. Изюм - распаривается.
Чернослив - распаривается, делится на две части и незабываем вынимать косточки.

5. Нарезанные фрукты перекладываются в глубокую тарелку и перемешиваются.

7. Перед самой подачей фруктовый салат накладывается в ананасовые лодочки и сверху заливается заправкой.
Приятного аппетита.

Рецепт 4: Салат фруктовый с шоколадной стружкой

Этот европейский салатик мечта каждого ребенка и на это есть три причины: вкусные фрукты, шоколад, аппетитный внешний вид и интересная подача.

Рецептура салата фруктового с шоколадной стружкой рассчитана на восемь порций. Время приготовления салата 60минут.

Ингредиенты для салата фруктового с шоколадной стружкой:
груши - 2штуки;
яблоки - 2штуки;
нектарин - 2штуки;
ананас - 200грамм;
киви - 3штуки;
густые сливки - 1стакан;
сахарная пудра - 1столовая ложка;
шоколадная стружка - 2столовые ложки.

Тесто для корзиночек:
пшеничная мука - 100грамм;
белки яичные - 3штики;
сахарная пудра - 100грамм;
сливочное масло - 60граммов.

Пошаговая технология приготовления салата фруктового с шоколадной стружкой:
1. Яблоки, груши и нектарин - моются под проточной водой, удаляется сердцевина, хвостики. Фрукты нарезаются ломтиками.

2. Ананас, киви очищаются от кожуры и нарезаются ломтиками.

3. Нарезанные фрукты соединяются и перемешиваются.

5. Тесто для корзиночек: яичные белки взбиваются вместе с сахарной пудрой и пшеничной мукой. Тесто взбивают до однородной массы. В конце взбивания кладется растопленное сливочное масло.
Вымешанное тесто, накрытое пищевой пленкой, на 20минут ставится в холодильник.
На смазанный маслом противень, столовой ложкой выкладывается тесто. Придайте тесту форму лепестков, при помощи лопатки.
Тесто выпекается 5минут при температуре 180 °С. Из горячего печенья, при помощи формочки вырезаем корзинку.

5. Фруктовый салат раскладывается по корзинкам, сверху поливается заправкой и посыпается тертым шоколадом.
Приятного аппетита.

Рецепт 5: фруктовый салат "Завтрак"

Доброе утро и удачный рабочий день начинается с полезного, сытного завтрака. К такому завтраку можно отнести вот этот фруктовый салат.

Рецептура фруктового салата "Завтрак" рассчитана на одну порцию.
Время приготовления салата 15минут.

Ингредиенты для фруктового салата "Завтрак":
хлопья овсяные - 3столовыеложки;
творог (мягкий) - 150грамм;
яблоко - 1/2штуки;
банан - 1штука;
чернослив - 3штки;
орехи грецкие - 1столовая ложка;
изюм - 1столовая ложка;
мед - 1чайная ложка.

Пошаговая технология приготовления фруктового салата "Завтрак":
1. Изюм и чернослив на 10минут замачиваются в горячей воде. После замачивания чернослив нарезаются мелкими кусочками.

2. Хлопья овсяные на 15минут замачиваются в холодной воде.

3. Яблоки и бананы очищаются от кожуры и нарезаются мелкими кубиками.

4. Грецкие орехи измельчаются в ступке.

5. Нарезанные фрукты, творог кладут в салатницу, перемешивают и поливают медом.
Просто, вкусно и сытно. Приятного аппетита.

Как улучшить вкус фруктового салата

Кулинарами доказано, что фруктовый салат приобретает особые нотки и пикантную остроту, если в заправки добавлять алкогольный напиток. Например, сухое белое вино, прекрасно сочетается с абрикосом, дыней и персиком, несколько капель ликера улучшит вкус десерта, где присутствует банан, киви, клубника, а крепкий коньяк - хорошо сочетается с цитрусовыми.

Добавить комментарий