Что значит кошерное питание. Почему питаться кошерно полезно и выгодно всем

Практически каждый человек знает о существовании понятия «кошерная еда». Что это за термин? Что он означает? Понятие о кошерных продуктах пришло к нам из Израиля. Именно там существует строгий свод определенных законов и правил для верующих евреев - галаха. Этот перечень норм охватывает устои как семейной, так и религиозной, а также общественной жизни. В галахе присутствует понятие «кашрут». Оно означает пригодность и дозволенность чего-либо для жизни верующих.

Законов кашрута строго придерживаются евреи при выборе продуктов для приготовления разнообразных блюд. Они диктуют религиозные правила и способы хранения пищи. Иначе говоря, контроль над качеством кошерной еды ведется довольно-таки жесткий. Его осуществляет сто семьдесят организаций Израиля, у каждой из которых имеется своя печать. В том случае, если пища соответствует требованиям кошерности, об этом будет знать каждый, кто захочет ее попробовать. Продукт будет отмечен одной из данных печатей.

Что включает в себя? Пища, которую должны употреблять согласно законам галахи, включает:

- «басар» (мясные продукты);

- «халяв» (молочные продукты);

- «парвэ» (нейтральные продукты).

Что значит кошерная еда басар? Это мясо животных. Причем для термина «басар» подходят только жвачные травоядные с раздвоенными копытами, местом обитания которых является суша. Таким образом, к кошерным животным можно отнести коров и овец, газелей и коз, жирафов и лосей. Не входят в этот перечень свиньи, кролики и верблюды. Для того чтобы стать кошерным, мясо не должно иметь крови. Религиозные законы в этом отношении весьма строги. Считается, что употребление еды с кровью (даже если она содержится в яйце в виде сгустка) пробуждает жестокость у человека.

Из птицы в перечень кошерности попали только индейки и утки, куры и гуси, а также голуби. Яйца, разрешенные религиозными законами к употреблению в пищу, должны обладать одним заостренным, а другим округлым концом. Рыба, считающаяся кошерной, обладает двумя признаками. У нее обязательно должны быть плавники и чешуя. Употребление в пищу насекомых, червей и змей галахой запрещено.

Молочные продукты, которые подходят под понятие кошерная еда, что это? Перечень «халяв» включает в себя только ту пищу, которая считается чистой. Другими словами, молочные продукты должны быть получены только от кошерных животных.

Нейтральные продукты, подходящие к термину кошерная еда, что это? «Парвэ» - это нечервивые фрукты и овощи. Помимо этого, нейтральные продукты разрешено употреблять в пищу религиозными законами только тогда, когда не было их контакта с некошерной едой. Например, запрещается лакомиться помидором, смазанным свиным жиром.

Кошерные продукты весьма распространены на рынке Израиля. Однако эта тенденция в последние годы стала неуклонно меняться. Уже появилась кошерная еда в Москве. И дело здесь не в увеличении количества проживающих в столице евреев. Просто все больше людей придает значение правильному и здоровому питанию.

Блюда, которые приготовлены из продуктов, соответствующих кашруту, предлагает десяток ресторанов Москвы. Причем с каждым годом количество таких заведений неуклонно растет. В Измайлово отведать пищу, приготовленную с соблюдением еврейских религиозных канонов, можно в заведении «Эшель». На Цветном Бульваре можно посетить ресторан «Тель-Авив», а на Садово-Триумфальной кофейня «Шоколадница» предложит широкий выбор кошерной молочной продукции.

Кулинарные традиции создаются не в ресторанах для гурманов, а руками самой природы. Именно природа диктует нам наши гастрономические привычки – если земля богатая, плодородная, значит, и блюда будут самыми разнообразными, если же климат суровый – кухня будет отличаться скучной питательностью. Именно по этому принципу и сложились кухни народов мира исторически. Сегодня, вопреки тому, что и кокосы стали доступными на севере, так же как и оленина с морошкой на юге, понятие национальных кухонь все еще не исчезло.

Единственное исключение составляют евреи – они живут (причем исторически) в самых разных уголках мира, при этом их кухня одна, и «стандартизирована» не «Матушкой Природой», а Священным писанием. Еда евреев называется кошерной пищей, что значит – пригодная еда, правильная, полезная.

Правила кошера

Кошерная пища – это еда разрешенная кашрутом. Кашрут – это свод правил, который диктует не только перечень разрешенных продуктов, но и способы приготовления. При этом, слово «кошерный» может легко применяться не только к еде, но и к человеку, ситуации, предмету. В любом случае, «кошерный» будет означать правильный, положительный.

О том, какая пища кошерная сказано в Библии – это животные с «раздвоенными копытами» и «жующие жвачку». Это относится к разрешенным к употреблению животным. Животных нужно не только правильно выбирать, но и забивать. Еврейские общины выдают разрешения мясникам, а те должны разделать тушу по всем правилам – полностью спустить кровь, провести предварительный осмотр. Мясо перед приготовлением вымачивают в соленой воде.

Что касается растений – они все кошерные.

Мясо

Итак, рассмотрим подробно, какая еда кошерная. Прежде всего, надо разобраться с мясом. Животные должны быть одновременно и парнокопытными, и травоядными, значит, это:

  • коровы;
  • овцы;
  • козы;
  • лоси;
  • газели;
  • горные козлы;
  • жирафы.

Свиньи запрещены по кашруту, ведь они не «жуют жвачку». Кроме того, не кошерно и больное или пойманное на охоте животное. Сало, находящееся возле желудка следует удалять, как и седалищный нерв. В животном «съедобна» по кошеру только первая половина тела. На примере коровы – начиная от вымени все мясо не кошерно.

Птица

Кошерными считаются домашние птицы, которые забиты резником с разрешением от общины. То есть, это – куры, гуси, перепела, индейки, голуби, утки и т.д. Кошерные яйца должны быть от разрешенных птиц. Если же в яйце найден сгусток крови его следует удалить.

Рыба

Кошерная рыба должна быть с плавниками и чешуей. Казалось бы, подходить совершенно вся рыба, но не все так просто. Осетра, угри, акулы, сомы, киты, дельфины не имеют кошерной чешуи. Значит, их употребление запрещено. Тот же запрет переходит и на ракообразных и моллюсков.

Сочетание продуктов

В рецептах кошерной пищи очень важно также сочетание и порядок потребления. Так, все продукты делятся на молочные, мясные и нейтральные. Молочные продукты нельзя есть с мясными, зато нейтральные можно совмещать и с первыми, и с вторыми. После потребления мясных продуктов, должно пройти несколько часов, прежде чем разрешено употребление молокопродуктов. Также, нельзя есть еду, в приготовлении которой совмещаются мясные и молочные продукты. Рыба считается нейтральным продуктом, однако традиционно ее не совмещают с мясом.

Законы кашрута настолько строги, что на кухнях имеются отдельные принадлежности, столы, шкафчики, и даже раковины для молочной и мясной пищи. В принципе, после первых «охов» негодования, нам в голову может прийти правило гигиены в кулинарии, которое гласит, что для работы с разными продуктами, нужно иметь отдельные ножи, разделочные доски, сосуды. А на кухнях ресторанов, как и у евреев, рыба и мясо, а также моются в разных раковинах.

Проще говоря, «кошерность» - это просто способ обезопасить, улучшить питание человека, возможность научить его следить за тем, что он ест и как он это готовит.

Определение «кошерный» происходит от названия свода еврейских религиозных правил «кашрут», чаще всего связанных с пищей. Кашрут четко регламентирует продукты питания, которые может употреблять в пищу настоящий иудей.

Кошерное мясо

Кошерным считается только мясо тех животных, которые одновременно являются и жвачными, и парнокопытными. Отсутствие одного из этих признаков делает мясо непригодным в пищу. Именно поэтому иудеи не или зайчатину. А вот говядину и баранину иудеи могут есть в неограниченном количестве. Даже мясо парнокопытного и травоядного кашрут им разрешает употреблять в пищу.

Но принадлежность мяса к тому или иному виду животных само по себе еще не служит признаком его кошерности. Существует целый свод правил кошерного убоя животных - шхита. Это целая наука. Резник животных – шойхет, около года обучается своему кровавому ремеслу и даже сдает экзамен. Ведь для того, чтобы мясо животного было признано кошерным, умертвить его нужно одним движением остро заточенного ножа, не нанеся при этом даже самых маленьких рваных ран или проколов. В противном случае мясо признается некошерным и не допускается к употреблению в пищу иудеями.

Тора также категорически запрещает употребление в пищу крови. Поэтому освежеванная туша животного подвергается тщательному обследованию на предмет наличия на ней крови. И даже поле этой процедуры мясо еще тщательно вымачивается в воде.

Кошерная птица, рыба и другие продукты

Два главных признака кошерной рыбы – это легкоотделяемая чешуя и плавники. Поэтому все рыбы, за исключением сома, осетра, угря и , являются кошерными. И даже черная осетровая икра по вине своего таковой не признается.

Большинство птиц также являются кошерными. Исключение составляют лишь хищники. Домашние же птицы абсолютно все пригодны в пищу для иудеев.

Что же касается молочных продуктов, сами по себе они все являются кошерными. Но кашрут предписывает их отдельное употребление от мяса. После их приема в пищу должно пройти от одного до шести часов (в разных иудейских общинах срок разный) прежде чем можно будет приступить к трапезе. Временной интервал между употреблением мяса после молочных продуктов значительно ниже и составляет всего полчаса. Несоблюдение этих правил делает и мясные и молочные продукты некошерными.

Этим же сводом правил категорически не признается кошерности мяса пресмыкающихся и земноводных.

Термин «кошерные продукты» пришел к нам из Израиля. Жизнь верующих евреев строго регламентируется специальной совокупностью правил и законов – так называемой Галахой. Галаха определяет все устои их семейной, религиозной, и общественной жизни. Понятие «кашрут» означает, насколько что-либо пригодно и дозволено с точки зрения Галахи.

Законы кашрута строго диктуют верующим евреям, что именно они должны есть, из чего должна быть приготовлена эта еда, и как её следует хранить. Иными словами, за качеством настоящих кошерных продуктов ведется очень жесткий контроль. Кто его осуществляет? 170 еврейских организаций (в числе которых – раввинаты и отдельные раввины), каждая из которых содержит свою печать. Все кошерные продукты обязательно будут иметь одну из этих печатей.

Что значит кошерная еда?

Кошерная еда подразделяется на три группы:

  • мясные продукты, или «басар»;
  • молочные продукты, или «халяв»;
  • нейтральные продукты, или «парвэ».

Мясные продукты

«Басар» - это то мясо, которое было получено от кошерных животных. Кошерными считаются травоядные жвачные животные, которые живут на суше, и копыта которых раздвоены. Иными словами – овцы, коровы, козы, газели, лоси, жирафы… В Торе указываются животные, которые обладают только одним признаком кошерности. Это – кролики, верблюды и даманы (животные, питающиеся травой, но не имеющие раздвоенных копыт), и свинья – имеющая раздвоенные копыта, но не жующая траву.

Чтобы быть включенным в список кошерных продуктов, мясо должно обладать еще одним свойством, а именно - отсутствием крови. Кашрут не позволяет употребление крови в каком бы то ни было виде, так как еда с кровью будит в человеке жестокость. Не разрешается также есть яйца, в которых имеются сгустки крови.

Что касается птицы, каких-либо признаков относительно них кашрут не обозначает, но в Торе перечисляются те птицы, мясо которых есть нельзя. Это – пеликан, сова, орел, сокол и ястреб. Другими словами, в список кошерных продуктов может быть включена только домашняя птица (утки, индейки, гуси, куры), а также голуби.

Кошерные яйца обязательно должны иметь неодинаковые концы (один должен быть заостренным, другой – более круглым). Яйца, оба конца которых являются тупыми или острыми, считаются непригодными к еде, так как обычно такие яйца несут хищные птицы или птицы, которые питаются падалью.

Кошерная рыба отличается двумя признаками: у неё должна быть чешуя и плавники. Остальные представители морей и океанов (крабы, креветки, раки, осьминоги, устрицы, угри и т.п) не могут считаться кошерными продуктами, поскольку не обладают ни тем, ни другим. Змеи, черви и насекомые также считаются некошерными.

Молочные продукты

В отношении молочных продуктов («халяв»), действует следующий принцип: молоко, которое было получено от кошерных животных, считается чистым – а значит, может считаться кошерной едой. Молоко же, полученное от некошерных животных, считается нечистым – и, таким образом, не может считаться кошерной едой.

Нейтральные продукты

Овощи и фрукты («парвэ») можно причислять к кошерным продуктам только в том случае, если они не червивы, и если они не соприкасались с некошерными продуктами. Например, помидор, смазанный свиным жиром, есть запрещается.

Кошерные продукты очень распространены, в основном, на израильском рынке. Однако в последние годы тенденция неуклонно меняется. Население развитых стран придает все больше значения здоровому питанию – а значит, и качеству той еды, которая попадает на стол потребителя. С этой точки зрения кошерные продукты могут служить своеобразным гарантом надежного качества. В список кошерных продуктов включается самая разнообразная продукция – от алкогольных напитков и кондитерских изделий до детского питания и сухих супов.

Однако, обратите внимание на следующую информацию. Надпись «кошер» должна обязательно сопровождаться именем раввината (или раввина), под контролем которого был изготовлен данный продукт. В противном случае – при наличии одной только надписи – продукт считаться кошерным не может.

Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А-4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:

«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.

Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх. У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.

Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.

Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?

Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.

Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.

Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.

Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.

Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.

Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история.

70-й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73-й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма. Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу. О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.

В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим. Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.

Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.

Каждый иудей по самым разным поводам в жизни (сбор урожая, рождение детей, смерть близких и т.д.) должен был прийти в Храм и принести жертву. Но 70-й год изменил многое. Вместе с уничтожением Храма была разрушена и вся система жертвоприношений, которая насчитывала не одно столетие. Да и сам институт священников (коганим), которые совершали ритуал, без Храма потерял свой смысл.

До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара). Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.

Отношение к крови в еврейской традиции

Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.

Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!

1913-й год был ознаменован очень шумным судебным процессом, который проходил в Киеве. Он вошел в историю отечественной юриспруденции как «Дело Бейлиса». 39-летний Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, причем экспертом обвиняющей стороны выступал католический священник Иустин Пранайтис. Нелепость и фальсификацию этого дела удалось вскрыть нашему православному священнику Александру Глаголеву, профессору кафедры Древнееврейского языка и Библейской археологии Киевской Духовной Академии. Отец Александр — прекрасный знаток Священного Писания и Ветхозаветного законодательства — доказал суду присяжных о невозможности совершения иудеями ритуальных жертвоприношений после разрушения Иерусалимского Храма, а также о недопустимости употребления крови не только в пищу, но и вообще в каких-либо других целях.

Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью!!!

Что же такое «кошерная пища»?

В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.

Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.

Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.

В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».

Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.

Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).

Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.

Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных (; ). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.

Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую (; ). Это ничем не мотивируется.

Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.

Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.

Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.

Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!

Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.

Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!

Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.

Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.

Как христианину относиться к кошерным продуктам?

Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.

Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» () были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.

А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.

В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М. 2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» () — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.

Дай Бог, чтобы ничто в жизни не могло заслонить Голгофу, Крестную Смерть Спасителя и Его Славное Воскресение — к этому мы должны стремиться в первую очередь. А слова апостола «Для чистых все чисто» () должны нам помочь в том, чтобы вокруг нас, благодаря нашей духовной и нравственной чистоте, мы вовремя обнаруживали и разоблачали реальный подлог, который действительно может повредить нашей христианской совести.

Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»