Как пьют в японии. Некоторые виды алкогольных напитков в японии Как подают сакэ

Может показаться удивительным, но Япония – пьющая страна. Алкоголь с незапамятных времен играл в обществе большую, но не то чтобы очень оригинальную роль, а именно – сплочение коллектива. И продолжает играть ее до сих пор. Каждый вечер потоки служащих изливаются из своих контор и растекаются по бесчисленным питейно-закусочным, и крепят там корпоративный дух.

Наблюдать это воочию лучше всего вечером пятницы в токийском районе Синдзюку вокруг одноименной станции, где расположен крупнейший в стране, а то и в мире конгломерат увеселительных заведений. Вид множества нетвердо стоящих на ногах людей в аккуратных темных костюмах – одно из незабываемых впечатлений, коими может одарить вас Страна Восходящего Солнца.

Таким образом, чтобы почувствовать душу Японии, надо пить, нравится вам это или нет. Хотя как может не понравиться сакэ под сасими или пиво под якитори. А чтобы не принять от души в атмосфере японской питейной «идзакая» или в крохотной «якитории» под гремящим железнодорожным мостом, надо иметь сердце из камня.

Что пьют японцы? Самый популярный алкоголь – пиво, виски и, конечно, сакэ. Это про него говорят, что японцы пьют горячую водку. На самом деле сакэ – не водка, а рисовое вино крепостью 10-20%, получается не перегонкой, а брожением, и пьют его не только горячим, но и холодным. Есть сорта, которые пьют только холодными, а всех сортов не счесть, потому что чуть ли не каждая деревня делает свой, разумеется, лучший в мире. И называть сакэ лучше «нихонсю», потому что словом «сакэ» сейчас обозначают вообще все спиртные напитки. Горячую водку, впрочем, японцы тоже пьют – «сётю», продукт перегонки, 20-40%. Разбавляют горячей водой и пьют. Но можно опрокидывать и по-нашему.

Несколько слов о японском питейном этикете. Наливать самому себе не положено, это забота ваших соседей. А вы, соответственно, заботитесь о них. Наливаемый должен приподнять бокал (кружку, рюмку) и отпить, прежде чем поставить на стол. Первый глоток нельзя делать в одиночку, это акт коллективный, под крик «кампай!» и сдвинутые бокалы (кружки, рюмки). «Кампай» означает «до дна!», но пить до дна вовсе не обязательно, особенно если у вас литровая кружка пива.

Где пьют, там и курят. Раньше в Японии курили много, всюду, вдумчиво и со знанием дела. До сравнительно недавнего времени это была самая курящая нация на планете. Но, следуя в фарватере новой мировой мысли, японские законодатели начали бороться с курением. Как и всё в этой удивительной стране, борьба с курением имеет весьма специфические особенности.

Курить на улице где попало нельзя, тем более на ходу. Для курения на улице устроены маленькие открытые загоны, иногда даже с вытяжкой. В оживленных местах туда набиваются толпы курильщиков, кто не влез - клубятся вокруг, пепельниц не хватает, отчего внутри загона и на прилегающих квадратных метрах образуется форменный свинарник.

Но при этом почти во всех кафе и ресторанах есть курящие места. Кабинки, а то и целые вагоны для курящих есть в дальних поездах. В курительных вагонах обычно бывают свободные места, которыми можно пользоваться в течение поездки пассажирам из других вагонов.

Самая удивительная борьба за здоровье происходит в отелях. Наличие курящих номеров и этажей, по нашим временам, само по себе удивительно. Но на этом чудеса не заканчиваются. Некоторые отели, особенно традиционные рёканы, вообще не признают такого недоразумения, как некурящие номера. Тем, кто недоволен табачным духом, пропитавшим стены, кровати и шторы, любезно предложат воспользоваться специальным спреем, который, якобы, уничтожает перегар. Никакого толку от спрея, конечно, нет, кондиционер тоже не помогает, поэтому будьте готовы спать с открытым окном. А если окно выходит на шумную улицу, придется выбирать меньшее лично для вас зло.

Ограничения делают свое дело, и курить в Японии стали меньше. Но национальные привычки не уходят так скоро. Вечерами курильщики покидают стерильные офисные закутки, словно зомби свои могилы, и чем дальше в ночь, тем чаще на улицах попадаются граждане в расхристанных белых рубашках под деловыми костюмами, бредущие нетвердой походкой с сигаретой в зубах.

К этому вопросу можно, конечно, подойти с научной точки зрения. Говорят, что в крови японцев отсутствует некий фермент, расщепляющий алкоголь, поэтому они быстро пьянеют. Не знаю, может, оно и так. Но пьют они, действительно, в разы меньше, чем россияне. Хотя бывают и исключения: был у нас знакомый, который перепил всех по очереди посольских орлов. Каждые 40 минут он удалялся в сортир - и возвращался трезвый. Есть подозрение, что это было положено ему по службе, для чего он имел какие-то специальные таблетки. Секрет мы у него так и не выпытали.

Японцы пьют, в основном, три напитка: пиво, сакэ и виски. Виски они пьют с водой. Называется это "мидзувари" (мидзу - вода). Простой мидзувари имеет цвет... как бы это сказать... вот если чайный пакетик заварить на 5 чашек, а потом прополоскать, а потом еще раз залить кипятком, то по цвету это будет не простой, а все-таки двойной мидзувари. В общем, даже и говорить не о чем. Бутылки виски хватит компании из 6-8 японцев, чтобы ужраться вусмерть дважды. В связи с этим в каждом приличном кабачке есть служба bottle-keep, по нашему - хранение бутылки. На "вашу" бутылку вешают бирочку с вашей фамилией, и она стоит на полке у бармена за спиной, ожидая каждого вашего прихода (не "прихода", а прихода в кабачок). Стоит ли говорить о том, что этот сервис, конечно, приятен, но для нашего человека совершенно бессмыслен: бирочки перевешиваются с бутылки на бутылку несколько раз в течение вечера.

У японца есть правила на все случаи жизни. Опьянение не является исключением. Правильно пьяный японец имеет покрасневшие щечки и обязательно - галстук на голове. Без этого опьянение не засчитывается. Кроме того, идеальный муж и отец не забудет взять из ресторана что-нибудь в подарок семье.

Всегда, при любых обстоятельствах, японца волнует вопрос о том, как русские могут пить алкоголь в количествах, которые, с точки зрения японца, несовместимы с жизнью. Наиболее смелые задают этот вопрос вслух и экспериментируют на себе. Я присутствовала при двух таких экспериментах и могу сказать, что впечатление они на меня произвели неизгладимое.

Первый случай. В посольство приехала волейбольная команда из какого-то городка, крепившего побратимские связи не то с Находкой, не то с Владивостоком. Крепкие, спортивные ребята, даже высокие местами. После того, как на волейбольной площадке победила дружба, их повели в клуб, где был накрыт фуршетик. Пироги, шашлык, все путём. Ну, и водочка, естественно. Капитан команды, кровь с молоком, задал сакраментальный вопрос. При этом он рискнул упомянуть, что водки никогда не пробовал. Оооо... Ему налили стопку - 50 г. Научили пить одним глотком. Он махнул. Прислушался к себе: "Ну, и ничего вроде!" Потянулся за пирожком... Не тут-то было: "Ээээ, это ты брось! После первой у нас не закусывают!- завопили завхоз, водитель посла и дежурный комендант и вставили в потянувшуюся к столу руку еще одну стопку. Парень оказался вежливым, как все японцы. Махнул вторую... стопку уже кто-то подхватывал, парня - тоже. Его отнесли в автобус, остаток вечера прошел без него.

Второй случай оказался более познавательным для японца. Дело было на даче посольства в Серебряном бору. Лето, прием с целью укрепления отношений между коллективами посольства и японского отдела МИД России. Молодые дипломаты с той и другой стороны сидят за отдельным, "детским" столиком. Течет беседа, и вдруг молодой японский дипломат, очень неплохо говорящий по-русски, решает пополнить свой словарный запас: "Скажите, пожалуйста, а что такое "ёрш"? А то часто приходится слышать..." Российские молодые дипломаты приходят в восторг от предоставившейся возможности отомстить за Цусиму. Они дают японцу в одну руку стопку водки, в другую - стакан пива. И объясняют, в какой последовательности принять продукт. Японец бледнеет, но отступать некуда. Самурай, йоптыть. Раз! Два! Он шумно выдыхает и утирает пот со лба. Гордо смотрит на нас, но, опять же, не тут-то было!

Аркадьич, который большой эстет, жестом фокусника выхватывает из кармана пачку "Беломора", налету достает папиросу, моментально вставляет ее японцу в рот и непонятным образом тут же и зажигает. Японец на автомате затягивается...

Ну, его тоже унесли. Я думаю, что больше он никогда не задавал русским вопросов об идиоматических выражениях. В том смысле, что по словарям искал.

В японском языке есть несколько заимствованных из русского слов. Матрёшка, водка, спутник, перестройка и тройка. Вот последнее слово имеет прямое отношение к пьянству и алкоголизму. Вернуться домой "на тройке" - это как раз значит, что тебя принесли либо друзья, либо коллеги, либо девушки из ночного клуба.

Говорят, что там, где пьют саке, рождается дружба. И это, действительно, так. Церемония пития саке располагает к теплому и доверительному общению. В этой древней церемонии воплотилась вся японская вежливость.

Саке, сакэ - знаменитый японский крепкий алкогольный напиток на основе риса. Первые упоминания о крепком рисовом напитке появились около 10 000 лет назад в Китае, а его потомок - сакэ - появился в Японии около 2 000 лет назад, и за это время трудолюбивый и терпеливый японский народ смог достичь совершенства в его производстве.

Технология приготовления роднит сакэ с пивом, но иногда его называют «рисовое вино» или «рисовая водка» . Однако сакэ - это вовсе не водка, вино или пиво, а совершенно особый вид алкоголя. Сакэ настолько уникален, что к нему не подходят европейские названия, как и способы приготовления. Его ни с чем не сравнимый вкус получается за счёт использования специальных сортов риса, а готовый напиток пьют как горячим (до 60°С), так и холодным (около 5°С). Сакэ используют в традиционной японской кулинарии, как средство, устраняющее сильные или неприятные запахи.
Изготовление сакэ

Поначалу сакэ готовили не совсем гигиеничным образом - пережёвывали рис и сплёвывали эту массу в ёмкость для брожения. Кроме риса, жевали жёлуди, просо и каштаны. Эта смесь начинала бродить, слюна выступала катализатором брожения и образования сахара. Такой сакэ назывался kuchikami no sake, (буквально - сакэ, жёванный во рту), был с низким содержанием алкоголя и употреблялся в виде кашицы. Такой «напиток» продержался несколько веков, после чего японцы вывели особый грибок kojikin, который превращал рисовый крахмал в сахар. При этом рис после воздействия грибка становился солодом, и оставалось только добавить дрожжи shubo, чтобы начал вырабатываться спирт. После открытия грибковой культуры процесс пережёвывания риса перестал быть необходимым элементом приготовления сакэ, а заметно повысившийся «градус» напитка только подстегнул поиски новых способов улучшения его качества. В эпоху Хэйан в 8-12 веках в технологии приготовления сакэ появился ещё один этап, с помощью которого крепость напитка ещё больше повысилась, а вероятность скисания уменьшилась. Последующие столетия не прошли даром - за это время мастера приготовления сакэ научились управлять процессом брожения и кроме этого стали применять некое подобие пастеризации - скисшее сакэ заливали в резервуары и прогревали. Но этот способ сохранения сакэ японцам пришёлся не по вкусу - качество напитка значительно ухудшалось. И только через 500 лет француз Луи Пастер откроет «пастеризацию», которая значительно изменит кухни многих народов земли, не исключая и японскую.

В современной Японии существует около 2000 производителей сакэ, каждый их которых готовит свой собственный напиток или целую серию сортов. Если поделить сакэ на виды, то наиболее популярным сейчас является очищенный сакэ сейсю, напоминающий по вкусу херес. Этот напиток почти бесцветный и прозрачный. Старики же предпочитают неочищенный сакэ нигоридзакэ, с горьким вкусом и желтоватым оттенком. Сакэ не любит света, именно поэтому его разливают в непрозрачную посуду или алюминиевые банки. Вредны для него и перепады температуры, после нескольких таких скачков сакэ начинает портиться, и его вкус теряет первоначальную свежесть. Сакэ редко выдерживают, вернее, на выдержку идёт меньшая часть от общего количества. Японцы любят пить свежий сакэ, как только тот прошёл очистку. Но и выдержанный напиток ценится за его специфический вкус и сладкий пряный аромат. Нельзя сказать, что с выдержкой сакэ становится лучше - здесь опять же неприменимы винные стандарты. Например, сорт сакэ koshu выдерживают в кедровых бочках несколько десятилетий, в течение которых он темнеет или желтеет, а аромат становится пряным и сладким. Для выдержки берётся сакэ среднего качества, так как тонкий букет свежего элитного сакэ улетучится, а на передний план выступят плотные и сильные ароматы древесины кедра.

Если оценить «видовые» различия современного сакэ, то можно вывести несколько таких основных видов, каждый из которых обладает множеством вариаций или сортов. Во-первых, всё сакэ делится на 2 основных вида: futsu-shu - «обычный сакэ» и tokutei meisoshu - «специальный сакэ». Futsu-shu, как наиболее распространённый сакэ, производится в большем объёме, чем специальное. Это аналог европейских ординарных вин. Другое дело - tokutei meisoshu. В такой сакэ вкладывается всё умение мастера, все накопленные веками знания. Отличительной чертой tokutei meisoshu считается повышенное содержание алкоголя и высокое качество, а также множество сортов. Honjozo-shu - сакэ, в который добавляется небольшое количество спирта, что позволяет раскрыть новые ароматы при брожении. Этот вид сакэ появился в Японии в 60-х годах 20 века, и сам термин служит для отличия высококлассного сакэ с добавлением алкоголя в процессе производства от сакэ, в который просто добавлен спирт для объёма и крепости. Junmai-shu переводится как «чистое рисовое вино» и готовится только из риса. Эта отличительная особенность сорта - ни капли алкоголя и до 30% заранее отшлифованного риса. В ginjo-shu должно быть не менее 50-60% шлифованного риса, а в daiginjo-shu доля такого риса 50% или меньше. Различается сакэ и методами изготовления. Самый распространенный сакэ Kimoto готовится по особому рецепту вот уже 300 лет подряд. Тщательно выверенные процессы позволяют добиваться стабильного вкуса и высокого качества напитка. Для его приготовления закваска готовится вручную - «отбивается» до пастообразного состояния и оставляется бродить. Yamahai готовится немного по-другому: закваска закисает самостоятельно и бродит в течение месяца. При этом, как утверждается, аромат напитка будет богаче. Sokujo - современный сакэ с ускоренным процессом брожения закваски, в которую добавляют молочную кислоту, при этом он отличается от первых двух более ясным и чистым ароматом. Namazake - непастеризованный сакэ, приготовляемый любым из трёх вышеописанных способов. Genshu - так называемый «чистый сакэ» с 18-20% алкоголя. Nigorizake - нефильтрованный сакэ с небольшим осадком в бутылке. Перед питьём его принято встряхивать и процеживать через марлю. Doburoku - домашний сакэ с белёсым осадком. Главное его отличие в добавлении пропаренного риса после первого брожения из-за чего крепость напитка значительно поднимается.

Сакэ любит темноту , поэтому наилучшее место для его хранения - прохладная проветриваемая комната, изолированная от солнечных лучей. Готовый и закупоренный в бутылках сакэ можно хранить несколько месяцев при комнатной температуре, но открытую бутылку лучше выпить сразу или же в течение 2-3 часов. Конечно, в холодильнике сакэ «продержится» и до утра, но его вкус потеряет свежесть. Именно поэтому существует такое количество разнообразной стеклянной и керамической посуды для разлива японского напитка. Выдержанные сорта сакэ необходимо хранить в более прохладных условиях. Для них важна стабильность температуры и влажности. Через годы такой выдержки цвет напитка темнеет и насыщается, а вкус приобретает оттенки хереса, что, в общем-то понятно - хотя напитки совершенно разные, в обоих случаях в процессе приготовления в работу включаются особые грибковые культуры.

Как подают сакэ?

На стол саке подают в маленьких керамических кувшинчиках (токкури) и разливают его в маленькие чашечки (чоко). В древних книгах говорится, что во время наливания саке в чашечку из этой бутылочки издавался звук «токкури, токкури...», откуда и такое название. Однако в настоящее время общепризнано, что в основе названия «токкури» лежит старокорейское слово «токкуру», означающее твердую глиняную емкость. Внешне токкури очень напоминают простую русскую рюмку, но они больше по размеру и рассчитаны на 2-3 глотка.

По традиции, саке принято наливать перед каждым тостом, причем важно помнить, что наполнять чоко самому считается дурным тоном. Будьте уверены, что ваш предупредительный японский сосед станет внимательно следить за наполняемостью вашей чашки, но при этом он ожидает того же и от вас. В древности саке пили из специальных больших пиал, которые во время застолья пускались по кругу, обычай «круговой чаши» существует в Японии и сегодня. Вообще же, современная культура потребления саке очень тесно переплетается с древними обычаями. Говоря о месте саке в культурном наследии Японии, хотелось бы подчеркнуть, что уже на закате эпохи Муромати имелось несколько школ сюдо, проповедовавших духовное единение людей посредством саке. Это были своеобразные правила, строго регламентирующие поведение людей во время праздников, способы наливания и распития саке, подачи закуски.

Как Японцы пьют сакэ?

Японцы с удовольствием пьют свой национальный напиток и подогретым, и чуть теплым, и даже ледяным, охлаждая его кубиками льда. Их выбор зависит и от времени года, и от марки саке, и просто от личных предпочтений.

Нагревают саке в специальных фарфоровых кувшинчиках с узким горлышком. Различают несколько степеней нагрева:
. «хинатакан» (солнечное) - 30oC;
. «итохадакан» (человеческая кожа) - 35oC;
. «нурукан» (чуть теплое) - 40oC;
. «дзёкан» (теплое) - 45oC;
. «ацукан» (горячее) - 50oC;
. «тобикирикан» (очень горячее) - 55oC.

Кто обожал сакэ?

Особыми приверженцами саке были самураи, которые в пылу буйных оргий частенько выходили за рамки, забывая об истинной цели пути, на который они встали. И как результат такой забывчивости, на следующий день они имели учащенное сердцебиение, позывы к рвоте, боль в голове и прочие признаки тяжелого похмелья. Специально для всех, вставших на путь буси, была издана книга под названием «Правила пития саке для самураев». Вряд ли автор этой книги догадывался, что основная причина всех этих мучений лучших представителей самурайского сословия - ацетальдегид, токсичный продукт разложения спирта, однако следующие его рекомендации по уменьшению возможной тяжести похмелья представляются актуальными и в наши дни.

Пить надо, распрямив спину и приняв правильную осанку;
. для устранения остаточных признаков опьянения нужно расслабиться, успокоиться, выпрямить спину и спеть длинную песню;
. до, во время и после принятия саке необходимо есть сладкое (здесь подойдет сируко - сладкий суп из красной фасоли с рисовыми клецками).

И вот что интересно - все эти рекомендации подтверждаются современной медициной. Правильная осанка и длинная песня увеличивают поступление в организм кислорода, что ускоряет окисление спирта, а прием сладкого восстанавливает содержание в крови сахара, снижающееся за счет спирта.

От самураев же пошел тот любопытный факт, что любителей саке в Японии до сих пор достаточно часто называют «левыми». Политические предпочтения здесь не при чем. Когда монах-доминиканец Томмазо Кампанелла, сидя в тюрьме, только закладывал основы будущего левого движения в своем бессмертном сочинении «Город солнца», жители Города Восходящего Солнца - Эдо (Токио) - уже давно называли «левыми» самураев, больших любителей выпить.

В ту далекую эпоху самураи, в силу специфики своего бытия, держали пиалу с саке в левой руке, оставляя правую свободной, чтобы она в любую минуту могла выхватить меч. Дальнейшая стабилизация политической жизни в стране и наведение сегунами великого императора Токугавы Иэясу твердого порядка, постепенно освободили правую руку «левых» от постоянного напряжения.

1. Японский тост кампа́й ! - в переводе означает «сухая чашка », что не оставляет места для двусмысленных толкований. Так что если вы больше не хотите пить, вам следует оставить чуть-чуть алкоголя на дне бокала. Если бокал пуст - это отчетливый сигнал хозяину наливать.

2. Когда подаются напитки, поднимите ваш бокал или чашку, чтобы их наполнили, и сделайте глоток, прежде чем поставить на стол.

3. Повсеместная практика в Японии - предлагать выпить соседям по столу, ибо в одиночку пить не принято.

4. Не стоит смешивать сакэ с виски и коньяком - проблема обеспечена. Более безболезненный вариант - смешение сакэ с пивом.

5. Выпивший японец (японки крепко выпивают гораздо реже ) может вести себя довольно свободно (по сравнению со своим обычным поведением ), но как бы весело ни прошел вечер, утром он обязан быть на работе вовремя, свежим и абсолютно трезвым.

6. После произнесения магических слов цу́ги-э ико́ (идем в другой бар ) кампания отдыхающих японцев снимается с насиженных мест и, недопив, уходит. Это стало своеобразным спортом, называемым хасиго́-дзакэ́, когда в процессе застолья кампания обычно считает своим долгом сменить два-три бара или ресторана . Как правило, перейдя во второе по счету заведение (ни-дзи-кай ), японские служащие снимают тугие галстуки и обвязывают их вокруг головы.

7. Если во время вечеринки старший по званию и положению произносит слово бурэйко́ («отбросим условности» ), значит, подчиненные могут расслабиться и высказать все, что думают о своем шефе и работе на самом деле. Начальник же не имеет права обижаться на это и на дальнейшей работе высказанное не отражается никаким образом. В очень строгой системе японских взаимоотношений внутри компании вечеринки в стиле бурэйко с большим количеством и разнообразием алкогольных напитков являются хорошим способом снятия накопившегося стресса.

8. За вождение в нетрезвом виде в Японии взимаются громадные штрафы. Если вы не сможете оплатить нарушение, вам грозит до 5 лет тюрьмы.

9. Если вы пили в баре, а потом сели за руль - пострадает и бармен, а если к вам подсели пассажиры, то и они не уйдут от ответственности.

10. Японский рецепт борьбы с - сушеные сливы умэбоси с зеленым чаем или чайный суп с рисом тя-дзукэ́, а также напиток из растения укон. Само же состояние имеет звучное название - фуцкаёи (букв. дурман на следующий день ).

Леонид Гелибтерман:
«Я родился практически в середине прошлого века. Во времена деликатесной докторской колбасы, заветной баночки рижских шпрот в новогоднем продуктовом наборе и яблочного вина типа «Слезы Мичурина». Я не понимал своего счастья, черпая в стройотряде черную икру алюминиевой ложкой из стеклянной трехлитровой банки, и не обращал внимания на залежи креветок и кальмаров в рыбных отделах. Я смотрел на мир глазами Юрия Сенкевича и мечтал о дальних странах и городах. Как все изменилось… И даже шутка Жванецкого «Мне в Париж по делу срочно!» уже вовсе и не шутка. И натуральной икры черной уже днем с огнем не сыскать, и в России появляются винные аппеласьоны. А я все иду по миру, смотрю, впитываю, пробую. И делюсь радостью знания с другими людьми».

Путешествия Леонида Гелибтермана:

Мы отправляемся в алкогольно-гастрономические путешествие по Стране восходящего солнца с Леонидом Гелибтерманом, дабы, когда судьба преподнесет нам подарок...

Продолжаем дегустировать японские алкогольные напитки. Переходим к уисуки, мирин и биру, но не смешиваем!

Начну с того, что к алкоголю японцы относятся терпимо. Считается, что распитие алкогольных напитков - личное дело каждого. Главное не пить в рабочее время и не буянить. Впрочем, до агрессивных действий дело и не доходит, ибо алкоголь на японский организм обычно усыпляющие действие производит. Опьянев, японцы того совершенно не стесняются и лезут к посторонним с самыми добродушными разговорами. Намного большее стеснение испытывают те (и их немало), кто после мизерной дозы почему-то краснеет. Так и говорят: нет, я не пью, потому что краснею.

Где пьют японцы? Во-первых, дома. Они придумали даже особое слово - бансяку, которое означает: "домашний ужин, сопровождающийся выпивкой". Мужчина возвращается домой, а жена подносит ему не только ужин, но и выпивку (сама супруга обычно не пьет).

Во-вторых, в "заведении". Таковых много, и способов потребления много. Наиболее частое - распитие в компании сослуживцев. Причем разговоры в такой компании - преимущественно о производственных проблемах, а лейтмотивом являются сетования на глупость начальства. Характерно, что пить все будут одно и то же, не чокаясь и не произнося цветистых тостов. Лишь подняв бокалы (стаканы, стопки, рюмки и т.д.) в первый раз, японцы дружно произносят "кампай!" ("сухое дно"). А далее - по потребности. Хорошенько выпив, компания японцев непременно начинает петь. Если со словами выходит заминка, то в заведении почти непременно имеется песенник. Ну, и караокэ не зря придумали.

Любопытно, что в заведениях можно выпивать недопитое в прошлый раз. Скажем, взял ты бутылку виски, выпил сто граммов, пошел домой, а остаток под твоей фамилией остается на полочке за стойкой.

Если тормоза все же отказали, а вам предстоит ехать домой на собственном автомобиле, то и на сей случай придумана особая услуга. Можно позвонить по телефону и вызвать специального человека, который сядет за руль вашего авто и доставит вас аккурат к порогу вашего дома.

Теперь о напитках… Вино в Японии не прижилось, и алкоголизм тут держится на трех китах. Из которых древнейший - сакэ.

Сакэ японский человек преподносит богам, дарит храмам, пьет сам с собой и для себя. Традиционно сакэ делается из риса (впрочем, сейчас около 20% выпускаемого - заменители из смеси спирта, воды, сахара и пищевых добавок). Сортов существует множество, производящих компаний - две тысячи, и у каждой - свои секреты и особенности. В среднем крепость сакэ - 15-16 градусов (бывает и ниже), и более всего оно напоминает самодельную брагу. Продается сакэ в стандартных "огнетушителях" на 1,8 литра. В заведениях же подаются мизерные емкости (керамические стопочки на 30 грамм) с маленькими же графинчиками, предварительно подогретыми вместе с содержимым в кипятке. Сакэ употребляют и холодным, но более принято питие подогретого.

В наши две трети потребляемого чистого алкоголя приходится на пиво. Традицию пивоварения завезли из Германии, но местные особенности взяли верх, и в западный напиток добавляют японский рис. Существует более 150 сортов и море производителей (главные - "Саппоро", "Асахи" и "Кирин").